В 2013 году в результате отмены обязательных к применению форм первичных учетных документов появилась уверенность в том, что без каких-либо внесений изменений в налоговое законодательство и постановление Правительства РФ № 1137 возможно правомерное использование документа, объединяющего в себе счет-фактуру и первичного учетного документа на передачу ценностей. ФНС России взяла на себя «труд и смелость» предложить бухгалтерскому сообществу форму такого комплексного (объединенного) документа. Итоги этой инициативы были поддержаны Минфином России, о чем финансовое ведомство официально объявило в письме от 07.10.2013 № 03-07-15/41644.
Весной ФНС России выставила на публичное обсуждение на своем сайте проект единого передаточного (отгрузочного) документа на основе ТОРГ-12 и счета-фактуры и выступила модератором дискуссии. В результате обсуждения документ был существенно доработан и обрел форму, позволяющую вместить все показатели, необходимые и достаточные для описания фактов хозяйственной жизни в привычном для бухгалтера интерфейсе. Учитывая, что с июля этого года появился единый корректировочный счет-фактура, во избежание путаницы комплексный документ в итоге получил название универсального передаточного документа, что более точно и корректно отражает его функции.
Документ действительно является универсальным: его можно использовать и для получения налоговых вычетов по НДС, и для целей исчисления налога на прибыль; им может быть оформлена передача как материальных ценностей, так и результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также имущественных прав. Пригоден он и для посредников и в случаях транспортировки товаров (но не заменяет ТН)
Письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ разъяснение об отсутствии налоговых рисков в связи с применением комплексного документа направлено в налоговые органы для практического применения и доведения до сведения налогоплательщиков.
Принципиально важно, что предложенная в этом письме форма универсального документа сопровождается советами по ее заполнению и рекомендациями налоговым органам по подходам к оценке достаточности содержащейся в ней информации для налоговых целей. Также рассматривается порядок отражения данных документа в книгах покупок и продаж и журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Таким образом, даются разъяснения по работе с универсальным документом в объеме, позволяющем однозначно понять принцип его заполнения и налоговые последствия использования.
При этом немаловажно, что предложенная ФНС России форма имеет рекомендательный характер: ее неприменение не повлечет за собой отказов в принятии расходов, и она ни в коей мере не будет ограничивать права экономических субъектов на применение других соответствующих требованиям Закона № 402-ФЗ форм и отдельных счетов-фактур, более для них удобных или привычных.