http://s7.uploads.ru/t/9J8ab.jpg

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 260 и 2601 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года №8-П.

В соответствии с решением Конституционного Суда следует внести изменения в правовое регулирование судебной защиты избирательных прав граждан, направленные на уточнение порядка судебного обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с подсчётом голосов и установлением итогов голосования, определением результатов выборов.

Законопроектом предлагается дополнить пункт 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), которым регулируются вопросы обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, абзацем, предусматривающим право избирателей, участников референдума на обращение в суд с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в статью 77 Федерального закона, согласно которым суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на том избирательном участке, на котором он принял участие в выборах, референдуме, в перечисленных в законопроекте случаях, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с этим влечёт признание этих итогов голосования недействительными.

Наряду с этим в указанной норме законопроектом предусмотрен перечень обстоятельств, в случае установления одного из которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после их определения, решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума о результатах референдума.

Кроме того, изменения в статью 77 Федерального закона предусматривают, что суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчёта голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения Федерального закона.

Законопроектом предлагается установить в пункте 3 статьи 78 Федерального закона сроки подачи заявлений об отмене решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Изменения, которые вносятся в статью 85 Федерального закона от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и статью 92 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривают дополнительные обстоятельства в качестве оснований для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы после их определения.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 260, 2601 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относительно процессуальных сроков реализации прав избирателей, участников референдума на обращение в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума. При этом письменное подтверждение факта участия избирателя, участника референдума в голосовании на указанном избирательном участке, участке референдума выдаётся соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законопроектом.

Принятие законопроекта позволит привести положения указанных норм избирательного законодательства Российской Федерации в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, законодательно закрепить механизм правового регулирования порядка и условий обращения в суд избирателей, участников референдума в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) участковой комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме, и обеспечить тем самым судебную защиту их избирательных прав, направленную на выявление и устранение искажения данных, свидетельствующих о действительной воле избирателей.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 14 ноября 2013 года.