В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Минкультуры России зарегистрирован уникальный объект культурного наследия белокаменного зодчества в Юрьеве-Польском.
Небольшой владимирский городок Юрьев-Польский основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. На месте нынешнего Георгиевского собора князь выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Спустя 78 лет его внук — Святослав Всеволодович — приказал разрушить дедовскую постройку, так как она «обветшала и поломалася». А на ее месте в 1230–1234 годах появился Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.
О резьбе Георгиевского собора написано и сказано много. Достаточно отметить, что ее художественные мотивы до XIX–XX веков вдохновляли мастеров деревянной «глухой» резьбы, украшавшей наличники и карнизы деревянных домов. Белокаменная резьба оплетает сплошным узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали — колонки, капители, аркатурный пояс и порталы. Фигуры людей, зверей и мифических чудовищ перемежаются с причудливым растительным орнаментом — в результате покрытый каменным кружевом собор превращается в высеченный из цельного камня затейливый фигурный блок. К сожалению, в своем первозданном виде собор до наших дней не дошел: в 1460-х годах верхняя часть собора обрушилась. В 1471 году его восстановлением занялся столичный архитектор Василий Ермолин, которому нужно было не просто воссоздать храм, но добиться того, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор. Разгадать «каменный кроссворд» целиком Ермолину не удалось — он заново сложил своды храма (восстановил крупные фрагменты здания, а затем облицевал резными камнями фасады), а часть резных блоков пустил на новую кладку стен… В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется приземистым и как бы врастает в землю. Несмотря на кажущуюся массивность, храм невелик и полностью повторяет размеры первоначальной постройки 1152 года — времен Юрия Долгорукого. Кстати, в соборе сохранилась усыпальница строителя храма — князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1252 году.
Многолетние исследования специалистов — искусствоведов и реставраторов — позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей собора и восстановить резьбу Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были «Преображение», «Троица» и «Семь отроков эфесских» на западном фасаде; «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином» — на северном; «Вознесение», «Богоматерь Оранта» и «Вознесение Александра Македонского» на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых. Этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины — покровители князей владимирской династии. Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого — основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите — эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.
Отредактировано LOGIK (Вторник, 26 ноября, 2013г. 23:21:49)