Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» разработан Минтрансом.
В Российской Федерации в последние годы сложилась неблагополучная ситуация в части обеспечения авиаперевозчиков квалифицированными лётными кадрами, в первую очередь командирами воздушных судов (далее – КВС).
Сложившаяся ситуация объясняется следующими основными факторами:
- в период 1995–2009 годов выпуск пилотов из лётных училищ (первоначальное обучение) не превышал 160 человек, при этом ежегодно с лётной работы по различным причинам уходят около 700 человек;
- на подготовку лётного состава на новый тип воздушного судна в авиакомпании уходит не менее 3–4 лет;
- на подготовку второго пилота в качестве КВС требуется 6–8 лет после окончания училища.
В настоящее время отрасли гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение лётного состава в количестве 1100–1500 человек.
Сложившийся дефицит специалистов в итоге приводит к снижению уровня квалификации действующих пилотов.
Кроме того, авиакомпаниям сложно обеспечить неуклонно возрастающую в последние годы потребность населения и экономики страны в авиационных перевозках.
Для решения указанной проблемы подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части снятия ограничений на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов, а также наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка допуска иностранного гражданина к замещению должности КВС коммерческой гражданской авиации.
Возможность использования иностранных пилотов позволит российским авиакомпаниям ликвидировать дефицит лётных экипажей.