В настоящее время Минпромторгом России, совместно Ассоциацией индустрии детских товаров прорабатывается вопрос создания индустриального парка по производству детских товаров, который станет системообразующим инвестиционным проектом и, в дальнейшем, ляжет в основу территориально-кластерного развития индустрии детских товаров. Рассматриваются варианты размещения индустриального парка на территории г. Москвы или Московской области. Об этом заявил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов в ходе своего выступления в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
В своем выступлении Виктор Евтухов, в частности, сказал: «Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями разработана Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Указанная стратегия и план мероприятий по ее реализации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации.
Основными приоритетами государственной политики в сфере индустрии детских товаров являются: обеспечение инновационного развития организаций индустрии детских товаров и повышение их конкурентного статуса; защита интересов Российского производителя товаров для детей на внутреннем и международном рынках; организация мониторинга состояния рынка и повышение эффективности системы контроля качества товаров на нем; формирование государственного заказа на товары для образовательных и учреждений и культурно-развлекательных центров для детей; повышение экспортного потенциала российских производителей детских товаров.
В целях реализации механизмов государственной политики в сфере индустрии детских товаров Минпромторгом России разработан проект подпрограммы «Индустрия детских товаров», которая войдет в состав Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Крайне важным мероприятием подпрограммы является стимулирование развития индустриальных парков.
В настоящее время Министерством, совместно Ассоциацией индустрии детских товаров прорабатывается вопрос создания индустриального парка по производству детских товаров, который станет системообразующим инвестиционным проектом и, в дальнейшем, ляжет в основу территориально-кластерного развития индустрии детских товаров.
Мы рассматриваем варианты размещения индустриального парка на территории Москвы или Московской области.
Инструментами реализации данного направления станут: субсидия субъекту Российской Федерации на компенсацию затрат, связанных с развитием на территории, на которой расположен индустриальный парк, объектов инновационной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры; субсидия из федерального бюджета российским организациям, находящимся в индустриальном парке индустрии детских товаров, на компенсацию части затрат по арендной плате за земельные участки и нежилые помещения; создание технологической платформы в индустрии детских товаров.
Следующее мероприятие подпрограммы – создание инжинирингового центра, который будет осуществлять разработку и внедрение инновационных технологий в данной сфере.
В структуре указанного центра планируется выделить в отдельное направление экспериментальное производство, разработку и дизайн товаров для детей с использованием научно-технического потенциала. Научно-технологической базой инжинирингового центра должна стать создаваемая в настоящее время технологическая платформа «Инфраструктура детства».
Инструментом реализации данного направления будет являться субсидия из федерального бюджета на компенсацию части затрат инжинирингового центра на закупку программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования.
Эффектом от реализации данного направления станет качественный рывок в инновационном и научном развитии индустрии детских товаров, за счет консолидации интеллектуальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития.
Еще одним важным направлением для индустрии детских товаров является развитие кадрового потенциала.
В рамках решения проблемы кадрового развития индустрии, проектом подпрограммы предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, направленных на подготовку и повышение квалификации сотрудников.
Еще одним направлением подпрограммы является продвижение российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки.
Минпромтором России в настоящее время разрабатывается комплексная программа продвижения детских товаров на российский и зарубежные рынки.
Для стимулирования спроса на товары российского производства планируется создание единой площадки продвижения российских товаров для детей в четырех форматах.
Первый формат: Информационно-аналитическая платформа в сети «Интернет», в рамках которой будет представлена вся детская продукция, производимая на территории России, систематизированная по сферам ее применения. В том числе, особое внимание будет уделено оснащению образовательного процесса (развивающие игры, образовательные комплексы, школьная форма, мебель, и пр.). Механизмы взаимодействия по данному вопросу в настоящее время прорабатываются совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Второй формат: Экспозиции товаров российского производства в торговых сетях. Прорабатывается вопрос о постоянно действующих экспозициях российских производителей в специализированных магазинах детских товаров. Перечень товаров, входящих в экспозицию, будет определен по итогам рейтингования на интернет-платформе.
Третий формат: Мобильные экспозиции сезонных товаров для детей. Особенностью данного типа экспозиции является то, что она будет формироваться из товаров, объединенных схожим назначением, и разворачиваться в местах, где ее смогут осмотреть заинтересованные потребители. С точки зрения продвижения российских товаров для детей, подобный формат направлен на стимулирование сбыта, а также на сокращение издержек производителя на маркетинг и рекламу.
Пилотным проектом станет презентация школьной формы перед началом 2014/2015учебного года в образовательных учреждениях.
И, наконец, четвертый формат: единые экспозиции российских производителей на международных выставках.
Такой формат продвижения позволит минимизировать затраты производителей на ярмарочно-выставочную деятельность, с одной стороны, что благоприятно скажется на себестоимости продукции, с другой – сформировать единый бренд российской индустрии детских товаров за рубежом, так как при разработке экспозиций будут использованы единые элементы оформления. Кроме того, создание единых российских экспозиций будет способствовать стимулированию инновационной активности и созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую индустрию детских товаров.
Проект подпрограммы находится на согласовании в заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Реализация данной подпрограммы «Индустрия детских товаров» будет способствовать достижению целевых показателей, предусмотренных Стратегией развития индустрии детских товаров.
Кроме того, в ноябре Министерством проведен конкурс инвестиционных проектов индустрии детских товаров, по результатам которого из 43 инвестиционных проектов, представленных субъектами Российской Федерации, отобран 21 проект на общую сумму инвестиций около 5 млрд. рублей.
На основе результатов проведенного конкурса разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, который направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время проект распоряжения направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления «Об утверждении правил предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов в сфере производства детских товаров», действие которого распространяется на проекты, внесенные в перечень приоритетных.
Также разработаны предложения по внесению изменений в общероссийский классификатор продукции и Товарную номенклатуру внешнеторговой деятельности Таможенного Союза в части выделения в них продукции для детей, что с одной стороны позволит осуществлять мониторинг развития отрасли, с другой стороны – более эффективно и широко применять инструменты и механизмы государственной поддержки».