20 декабря Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части совершенствования правового регулирования учета заготовленной древесины.
Закон подготовлен совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Федерального агентства лесного хозяйства.
«Этого закона, который является очередным шагом в кампании против «черных лесорубов», отрасль ждала больше 10 лет. В первую очередь, он направлен на систематизацию и ужесточение контроля за оборотом древесины в России и повышение ответственности у всех игроков «лесного сектора» рынка. Полностью закон вступит в силу в течение двух лет, но первые положения из него начнут действовать уже с 1 февраля 2014 года», - рассказал журналистам Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Также он добавил, что сегодня законы, регулирующие оборот древесины, введены на территории 12 регионов. «Результаты их работы уже видны: в пилотных регионах число нелегальных рубок резко уменьшилось, а лесной доход и налоговые платежи – наоборот – увеличились. Кроме того, с введением специальных регулирующих мер сокращается количество нелегальных пунктов приема и отгрузки древесины», - отметил глава Минприроды России.
Новый Федеральный закон вводит в Лесной кодекс ряд принципиально новых положений об учете и маркировке древесины, ее транспортировке и декларировании сделок с круглыми лесоматериалами.
Принятие закона практически полностью решает проблему с нелегальной заготовкой, ликвидирует серые схемы реализации сырья, позволяет навести порядок в учете древесины не только при заготовке, но и на рынке лесной продукции. Согласно закону, учет древесины будет осуществляться лесозаготовителями и работниками лесничеств, а маркировать древесину должны будут сами лесоэкспортеры.
Любая перевозка древесины будет осуществляться исключительно с сопроводительным д
окументом. Для приобретения партии древесины надо будет подать декларацию в установленном законом порядке через Интернет и через единый портал государственных и муниципальных услуг. Для этого Законом предусмотрено создание единой федеральной государственной автоматизированной информационной системы учета древесины, которая должна стать ключевым инструментом, направленным на предотвращение незаконных рубок и обеспечение прозрачности рынка лесоматериалов. Информационная система позволит отслеживать происхождение всех потоков древесины, контролировать достоверность данных, вести учет всех сделок до момента переработки или вывоза за границу.
Теперь в любой момент можно будет проверить достоверность документов на основании которых осуществлена заготовка древесины, о заявленных и фактических объемах заготовки древесины, о сделках с древесиной. Особой контроль будет за вырубкой древесины ценных пород (дуба, бука, ясень).
Пользователями системы смогут стать все заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Кроме того, приняты поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней. За отказ или предоставление ложной информации о сделках с древесиной и заведомо ложной информацией штраф составит - от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц, а для на юридических лиц от 100 до 200 тыс. руб.. За нарушение требований лесного законодательства и маркировки древесины (от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб. на должностных лиц, на юридических лиц в размере - от 300 до 500 тыс. руб. с конфискацией древесины либо без таковой). За транспортировку древесины без документов должностные лица теперь должны будут заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб., юридические лица от 500 до 700 тыс. рублей с конфискацией древесины и транспортных средств.