На базе Росавиации могут создать единый орган управления организацией безопасности полетов. Об этом заявил в четверг, 9 января, первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту, экс-министр транспорта России Виталий Ефимов.
Он обратил внимание на то, что соответствующие предложения будут направлены руководству Минтранса. Депутат подчеркнул, что одна из причин снижения безопасности на воздушном транспорте состоит в том, что «в России в последний период создана государственная система, которая не способна гарантировать безопасность полетов, и она кардинально отличается от ведущих авиационных держав».
Ефимов отметил, что компетентным органом в области авиации должно быть Министерство транспорта. По его мнению, вместе с тем надо возрождать практику СССР и России до 2004 года и создать на базе Федерального агентства воздушного транспорта – Росавиация - единый орган, организующий и отвечающий за безопасность полетов российского воздушного транспорта, передает ИТАР-ТАСС.
Первый зампред комитета предлагает поручить Росавиации также проводить мониторинг нормативно-правовой базы для совершенствования законодательства и экспертизу актов, которые были отменены в предыдущий период. Агентство, по словам депутата, должно заниматься также разработкой проектов нормативных правовых актов и утверждением этих документов, затрагивающих технологические процедуры по обеспечению безопасности полетов.
Ефимов добавил, что Росавиация также должна передать контроль «через региональные управления и полевых инспекторов за выполнением авиационными компаниями, аэропортами, навигационными службами, организациями по подготовке и стажировке кадров и другими структурами, обязательных требований по обеспечению безопасности полетов».
По словам депутата, у Минтранса должны оставаться стратегические функции - разработка и утверждение комплексных планов законотворческой деятельности на плановый период, проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, внесение данных документов на рассмотрение правительства России, утверждение, в рамках своих полномочий, нормативных актов, подлежащих регистрации в Минюсте, а также определение стратегии развития и основных направлений работы отраслевых научных организаций.
Ефимов высказался также за пересмотр функций Ространснадзора. Он отметил, что следует передать Росавиации функции контроля за субъектами воздушного транспорта в части выполнения обязательных требований законодательства в сфере безопасности полетов. Он предложило возложить на Ространснадзор функции по оценке качества исполнения функций, которые должна выполнять Росавиация.
Депутат подчеркнул, что руководитель Росавиации должен находиться в ранге замминистра транспорта России. «В настоящее время в России создана вместо трехзвенной пятизвенная система государственного управления по гарантии безопасности полетов. Разделены функции ответственности между различными структурами, каждая из которых, выполняя свои функции, не составляет единой управленческой системы, не концентрирует потенциалы этих систем по обеспечению безопасности полетов». «Это следствие того, что нет единого координатора и органа, организующего и отвечающего перед страной и гражданами за безопасность полетов», - сказал он.
Ефимов отметил, что у профильного комитета Госдумы претензий к работе Межгосударственного авиационного комитета (МАК) нет, причины проблем в сфере безопасности полетов лежат в отсутствие единой системы контроля в данной области. «МАК был создан во время распада СССР. Во всех странах, кроме России, тогда не было научных и технических средств для расследования катастроф. Он выполняет свои функции, это независимая организация», - сказал парламентарий.
Ефимов, отвечая на вопрос, должен ли МАК сохранить эту независимость, констатировал, что «прошло 20 с лишним лет, и каждое государство сейчас имеет свои следственные органы». «МАК свою работу сделал и делает. Другое дело, что он находится не под юрисдикцией российского правительства, а является международной организацией», - рассказал депутат.
Ефимов поставил под сомнения предположения о некачественной работе комитета. «Это высококлассные специалисты, обеспеченные высококлассной техникой. Не думаю, что он мешает. Другое дело, следует ли России переквалифицировать его в другую юрисдикцию», - предположил первый зампред профильного комитета. По его мнению, сделать это будет непросто, так как есть ряд межправительственных соглашений, но, с другой стороны, МАК можно контролировать решением глав государств – участников соглашения.
«Анализируя же причины катастроф, нужно говорить о том, что у государства нет полного контроля за системой безопасностью полетов», - добавил депутат. По его словам, в подавляющем большинстве стран создан единый орган в составе министерств транспорта, который отвечает за все - от контроля до нормативной базы. «У нас же все разрознено», - отметил он.
Напомним, депутат от «Единой России» Александр Сидякин написал запрос на имя главы Минтранса Максима Соколова с просьбой дать информацию о том, как МАК проводит независимые расследования авиационных происшествий и инцидентов. Кроме того, парламентарий потребовал проверить работу комитета на предмет объективности и беспристрастности его работы.