Законопроект «О внесении изменений в часть 2 статьи 28.3 и в часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект федерального закона) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» подготовлен в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года №1128-р.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он является, по сути, незаменимым механизмом пополнения оборотных средств для предприятий, а также образует целый ряд преимуществ перед другими финансовыми инструментами.
Традиционное предназначение факторинга – обеспечение финансирования под уступку денежных требований (дебиторской задолженности) и предоставление комплекса услуг: управление дебиторской задолженностью, страхование рисков по платежам, предоставление клиенту информации по потенциальным партнёрам.
Факторинг решает три основные задачи:
- избавляет предприятия от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования;
- страхует от рисков неплатежей за поставленную продукцию;
- освобождает предприятия от исполнения функций по управлению портфелем товарных кредитов.
В ряде государств правоотношения в области факторинга регулируются международными конвенциями, участницей которых Российская Федерация не является, в частности Конвенцией УНИДРУА по международным факторинговым операциям от 28 мая 1988 года (далее – Конвенция).
Конвенция регулирует отношения, возникающие при использовании договоров факторинга и уступки права требования, в частности, предусматривает права и обязанности сторон в отношениях по договору факторинга.
Конвенцию подписали: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Словакия, Германия, Великобритания, Панама; ратифицировали: Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия. Согласно статье 13 Конвенции Конвенция открыта для присоединения всех государств, которые её не подписали.
В гражданском законодательстве Российской Федерации специальные нормы о договоре факторинга отсутствуют, а для регулирования соответствующих правоотношений используются общие нормы обязательственного права, в частности положения главы 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского кодекса Российской Федерации, которые не отражают все особенности отношений, возникающих при использовании договоров факторинга.
Присоединение к Конвенции обусловлено необходимостью приведения в соответствие законодательства Российской Федерации с международными стандартами в области факторинга.
Кроме того, в настоящее время услуги по международному факторингу российским потребителям российскими факторинговыми компаниями фактически не предоставляются в связи с ограничениями, накладываемыми валютным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением определённых Федеральным законом №173-ФЗ операций. При этом к разрешённым операциям не отнесены валютные операции между факторинговыми компаниями и их клиентами резидентами-экспортёрами. Применение договора факторинга во взаимоотношениях резидента-экспортёра с уполномоченным банком и факторинговой компанией (факторами) для целей финансирования потребностей резидента-экспортёра в оборотном капитале сталкивается также с невозможностью реализации такого договора на практике, так как такие резиденты не могут формально выполнить требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона №173-ФЗ, поскольку в этом случае денежные средства могут быть получены от резидентов (факторов) в рамках договора факторинга и не засчитываются такому резиденту-экспортёру в качестве валютной выручки от экспорта. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные банки и финансовые компании, так как при заключении с ними договора факторинга выручка фактически будет поступать от нерезидента, что соответствует требованиям валютного законодательства Российской Федерации.
Решение о присоединении Российской Федерации к Конвенции в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 21 и подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку присоединение к Конвенции и возможность её реализации потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон №173-ФЗ.
Кроме того, внесение вышеуказанных изменений в Федеральный закон №173-ФЗ потребует внесения соответствующих изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
На сегодняшний день многие российские факторинговые компании и банки, оказывающие услуги факторинга, проявляют активный интерес к международному факторингу. В 2013 году совокупный оборот российского факторинга, согласно прогнозу Ассоциации факторинговых компаний, достигнет 2 трлн рублей.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции и последующее совершенствование законодательства в этой сфере, в том числе внесение поправок в валютное законодательство Российской Федерации, окажет положительное влияние на поддержку малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и создаст реальные условия для повышения конкурентоспособности российских банков на рынке банковских услуг.