Минпромторг разработал программу поддержки транспортного машиностроения (железнодорожные вагоны, локомотивы, городской пассажирский транспорт) до 2030 г. (копия проекта программы есть у "Ведомостей").
Одна из особенностей российского транспортного машиностроения - высокий износ производства, говорится в документе. А возможности привлечения инвестиций ограничены низким уровнем рентабельности (средняя по отрасли составляет 4,4%). Стратегия еще не одобрена правительством, говорит источник, близкий к Минпромторгу.
В стратегии предусмотрено два сценария: инерционный и умеренно-оптимистический. Первый сценарий подразумевает под собой, что предприятия транспортного машиностроения к 2030 г. будут не в состоянии удовлетворить спрос и потеряют долю на рынке (их доля сократится до 59%). Доля российских производителей на внутреннем рынке при этом сократится с 80% до 50%.
В соответствии со вторым сценарием, государство формирует условия для локализации продукции иностранных машиностроительных компаний через СП с российскими компаниями. Это позволит сократить технологическое отставание российских производителей от ведущих мировых. По умеренно-оптимистическому сценарию, доля российских компаний на внутреннем рынке вырастет до 92%, объем экспорта - до 22% (сейчас он незначительный).
До середины 2012 г. железнодорожные операторы массово закупали вагоны. Тогда "получила распространение процедура упрощенного продления" сроков их службы. Сейчас, когда объем перевозок грузов снизился (в 2013 г. погрузка на сети РЖД упала на 2,8% до 1,2 млрд т), образовался профицит вагонов.
Минпромторг предлагает стимулировать операторов обновлять парк: повысить тарифы на перевозку грузов в старых вагонах и понизить - в новых. По данным гендиректора агентства Infoline Михаила Бурмистрова, тарифы могут повысить на 25% всех вагонов в России. Представитель ФСТ говорит, что стимулировать обновления парка нужно нетарифными методами. Такое же мнение и у крупнейших операторов.
Вместе со стимулированием спроса на обновление парка, Минпромторг предлагает профильным ведомствам и РЖД к 2015 г. разработать вагон "увеличенного габарита". Он будет способен выдержать нагрузку 27 т на ось и двигаться со скоростью до 100 км в час. А ко II кварталу 2017 г. - определятся полигоны для тяжеловесного движения (поезда весом 7000-9000 т). Осенью прошлого года РЖД и Минтранс согласовали концепцию развития тяжеловесного движения. Минпромторг также планирует стимулировать субсидиями металлургические и литейные предприятия для их технического перевооружения.
Минпромторг предлагает госкомпаниям закупать продукцию транспортного машиностроения, большая часть стоимости которой "формируется в России". РЖД закупает высокоскоростные поезда и электрички у немецкой компании Siemens и французкой Alstom. У Siemens госкомпания приобрела скоростные поезда "Сапсан" (Velaro RUS) и "Ласточка" (Desiro RUS), у Alstom - поезда Allegro (Pendolino). Стратегия Минпромторга предусматривает и локализацию высокоскоростных поездов в России. Но государство еще не решило вопрос с финансированием строительства первой высокоскоростной магистрали (ветка Москва-Казань) стоимостью 1,06 трлн руб, из которых большая часть - средства бюджета и госфондов.