Предполагается отмена санкции к правообладателю, предусматривающей исключение объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра в случае непринятия правообладателем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при приостановлении таможенными органами выпуска товаров.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"» (далее – законопроект) внесён ФТС России.
В настоящее время в соответствии со статьёй 307 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о приостановлении выпуска товаров, включаются в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска. Это обеспечение может осуществляться способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации (залог, поручительство и др.). При этом вместо обеспечения исполнения обязательства правообладатель вправе представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу указанных лиц.
В то же время на момент включения в таможенный реестр неизвестен круг лиц, которому может потребоваться возмещение имущественного вреда, связанного с приостановлением выпуска товаров (бенефициар). В связи с этим использование основных форм обеспечения обязательства, предусмотренного гражданским законодательством, не представляется возможным. Вместе с тем правообладатели обращаются в таможенные органы с просьбами о применении указанных форм обеспечения обязательств (например, предлагая принять в залог или на депозит те или иные денежные инструменты, валютные и материальные ценности, недвижимость).
Законопроектом предусматривается, что объекты интеллектуальной собственности будут включаться в таможенный реестр только при условии, что правообладателем застрахован риск ответственности за причинение вреда в пользу заинтересованных лиц. Это требование корреспондируется с Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года, которым в целях гарантии исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда предусмотрено только страхование.
Действующая редакция Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает, что в случае непринятия правообладателем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в течение сроков приостановления таможенными органами выпуска товаров, правообладатель несёт двойную ответственность: заинтересованным лицам возмещается имущественный вред и объект интеллектуальной собственности исключается из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
В целях исключения указанной двойной ответственности, а также в целях унификации законодательства Российской Федерации о таможенном деле с таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года) проектируемой частью 4 статьи 307 предполагается отмена санкции к правообладателю, предусматривающей исключение объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра в случае непринятия правообладателем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при приостановлении таможенными органами выпуска товаров.
Кроме того, в связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 306 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» представитель правообладателя наделён полномочиями осуществлять от имени правообладателя действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством России о таможенном деле, из статей 306 и 307 предлагается исключить дублирующие эту норму положения.