История создания группы ЛЮБЭ
Игорь Игоревич Матвиенко, создавая в конце восьмидесятых группу "Класс", не мог и предположить, во что выльются его эксперименты в музыкально-продюсерской инженерии. По сути, этим проектом он зачал свой Продюсерский центр, под крышей которого сегодня и трудятся герои этой монументальной хронологической справки - группа "Любэ" (а также их меньшие братья и сестры, трио "Иванушки интернэйшнл" и квартет "Девочки").
Обладая природной скромностью и истинным даром художника, Матвиенко никогда не стремился высвечивать свою персону на страницах газет и не скоморошничал, как некоторые его коллеги, на экранах ТВ. Поэтому для всех поклонников вышеназванных коллективов он всегда оставался как бы второстепенным и необязательным объектом, скромно присутствуя лишь в выходных данных, помещенных на полиграфических вкладышах в кассеты и компакт-диски.
Как бы то ни было, но в 1987 году именно в его голове зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока окончательным вердиктом на эту должность не был назначен бывший "подчиненный" Игоря Игоревича по работе в ансамбле "Здравствуй, песня" Николай Расторгуев.
Как гласят легенды, историческое знакомство будущих партнеров произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА "Шестеро молодых", "Лейся, песня" и "Рондо", пришел на прослушивание в "Здравствуй, песня". "Тогда было модно, - говорит Матвиенко, - чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитанный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут - такой крепыш... Однако, он выучил песни из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, расстроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге, Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песня "Дядя Вася" из репертуара "Здравствуй, песня" в исполнении Расторгуева вошла в первую пластинку "Любэ". Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений".
В то время, когда эстрада была заполонена коллективами и исполнителями с приторно-сладкими голосами, "Любэ" подали "к столу", по выражению Матвиенко, эдакой селедочки с пряностями. По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-ролльщиков. Да и первый сценический имидж группы был чрезмерно агрессивен. С глянцевых постеров на вас сурово глядели накачанные парни в майках, из-под которых четко просматривался рельеф мускулатуры. В ту пору любой житель мужского пола из подмосковного города Люберцы заставлял трепетать не только обычных обывателей, но и правоохранительные органы. В ту пору "любера", словно воинственные хазары, совершали набеги на столицу и ее окрестности и, благодаря этому, держали в страхе население чуть ли ни всей страны. Естественно, появление группы с названием "Любэ" не могло не остаться незамеченным. Пресса тут же приклеила группе ярлык выразителя мыслей "люберецкой" шпаны и чуть ли не идеолога этого хулиганского движения. Хотя, по сути, ни одна из песен коллектива не призывала к насилию и даже косвенно не воспевала ратные подвиги подмосковных героев. "Клетки, клетки, клетки - вы словно шоколадные конфетки...", "Атас! Веселей, рабочий класс..." - ни в этих строчках, ни в других внимательный слушатель не уловит даже тени идеологии люберов. Может быть, именно поэтому песни, созданные больше десяти лет назад, актуальны и сегодня.
Кстати, тексты для дебютных произведений "Любэ" уже тогда писали поэт "с есенинской грустью в глазах" Александр Шаганов, положительно зарекомендовавший себя по работе с хард-группой "Черный кофе" (в частности, "Владимирская Русь" ("Деревянные церкви Руси") и Дмитрием Маликовым ("До завтра"), и Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы "Класс" и ленинградской группы "Форум". Первыми записанными песнями были "Люберцы" и "Батька Махно". Работа над ними началась 14 февраля 1989 года в студии "Звук" и в студии Московского Дворца Молодежи. В работе приняли участие гитарист группы "Мираж" Алексей Горбашов, люберчанин по прописке и по убеждению Виктор Застров, сам Игорь Матвиенко и, конечно же, Николай Расторгуев. С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днем рождения "Любэ".
Успех был настолько внезапным, что, когда посыпались предложения поехать на гастроли, участники "Любэ" оказались к этому не готовы. Для поездок по стране требовался специальный гастрольный состав. Поэтому в срочном порядке стали подбирать людей. Ими стали: Александр Николаев (бас-гитара), Вячеслав Терешонок (гитара), Ринат Бахтеев (ударные), Александр Давыдов (клавишные) и, конечно, вокалист Расторгуев.
Первые гастроли
Первая гастрольная поездка случилась уже в конце марта 1989 года. Вечером вся группа с присоединившимся Олегом Кацурой (солистом легендарной группы "Класс") собралась в аэропорту Внуково чтобы отправится в Минеральные воды. "Пока шла регистрация, - вспоминает Александр Шаганов, - мы очень возбужденно говорили о предстоящей поездке, и Коля Расторгуев произнес фразу, которую я помню до сих пор: "Представляете, ребята, полтора года не был на гастролях, япона мать!..." Еще до полета у таксистов приобретается бутылочка "Русской" и, аккурат перед самой посадкой, "уговаривается".
... Приземлились заполночь. Шел весенний проливной дождь... Незамысловатый автобус довез нас до Пятигорска. Гостиница в центре города, всем своим видом, как и положено, напоминающая "Дом колхозника". Собрались в номере Расторгуева. Кровать, стол, рукомойник, зеркальце, унылые занавесочки... В этом интерьере - ужин с шутками-прибаутками... Разошлись, когда начало светать. После московской слякоти начало кавказской весны просто завораживало. Уже можно было ходить в костюмах, солнышко и ветерок доверчиво обещали, что все будет хорошо. Вечером из Пятигорска выехали в Железноводск, где и случился первый выход на сцену.
Концерт проходил в обычном типовом кинотеатре, абсолютно непригодном для эстрадных выступлений. При полном отсутствии приличного звука и света - да что там говорить, гримерок даже не было. Мы переодевались просто за сценой. В первом отделении, как и положено, - Николай Расторгуев и группа "Любэ" с песнями: "Я буду жить теперь по-новому", "Клетки", "Батька Махно" и т.д.... Я, облаченный в пиджачок своего друга Димы Перышкова, в перерыве между отделениями читал свои стихи. И завершал концертную программу Олег Кацура. Зал был забит почти до отказа, но оставим иллюзии. В тот вечер песни "Любэ" нужны были только их создателям. Зрители ждали выхода на сцену Олега Кацуры. "Мы ребята просто класс", "Нетелефонный разговор" - эти и другие раскрученные хиты встречались "на ура". Короче, в Пятигорск возвращались в отвратительном настроении. Выручил, как всегда, глоток спиртного.
На следующий день, в том же видавшем виды "Рафике", по тому же маршруту - в город Железноводск. Судя по сосредоточенным лицам музыкантов "Любэ", накануне у ребят был "разбор полетов". Поэтому всю дорогу молчали, как будто зная, что нас ждет пустой кинотеатр и десять человек, сдававшие билеты. Естественно, концерт был отменен. Ради приличия мы подождали минут сорок и тронулись в обратный путь. И настроение, как ни странно, стало улучшаться.
Сколько же потом было выступлений в этих местах?.. Аншлаги, аншлаги, аншлаги!.. А в марте 89-го публика была расположена к другим исполнителям. "Девочка синеглазая" в исполнении Жени Белоусова сводила с ума все женское население Кавказских Минеральных Вод, включая и очаровательную девушку-горничную, выдававшую нам ключи. Она сама нам в этом честно призналась. В гостинице был небольшой зал, где все мы обычно встречались за утренним чаем. Перед вторым концертом в Новочеркасске к нам присоединился популярный тогда ведущий всевозможных московских программ Игорь Селиверстов. Под его конферанс выступление в здании местного Дворца культуры прошло намного веселее. В самый последний день пребывания в Пятигорске Игорь Матвиенко предложил подняться в горы и устроить пикник. Последнее, что я помню из этой поездки, это как Коля Расторгуев лихо колол дрова для шашлыка..."
Но "Любэ" в таком виде просуществовало недолго. Уже через год, в 1990 году, место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными - Виталий Локтев. Правда, барабанил Рипях недолго. Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, Юрий покидает коллектив. Вслед за ним по семейным обстоятельствам из "Любэ" уходит басист Саша Николаев. На его место приглашают Александра Вайнберга, который позднее переквалифицировался в соло-гитариста. А бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии.
Чехарда со сменой музыкантов продолжалась долгое время. В составе "Любэ" успели засветиться Евгений Насибулин и Олег Зенин. Последний, совместно с Вайнбергом, затем создаст коллектив "Наше дело". Нынешний состав "Любэ" выглядит таким образом:
1. Николай Расторгуев - вокал
2. Анатолий Кулешов - бэк-вокал
3. Виталий Локтев - клавишные
4. Александр Ерохин - ударные
5. Павел Усанов - бас-гитара
6. Николай Цветков - звукооператор
Признание
С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимают лидирующие строчки хит-парадов. "Атас", " Не рубите, мужики", "Рулетка", "Не валяй дурака, Америка" и другие шлягеры становятся не просто хитами на один день, а песнями чуть ли не народными. Притягательность этих эстрадных произведений такова, что "Любэ" с легкостью принимают в свои объятия и попсовая тусовка, и антагонистический рок-лагерь. В интервью "Аргументам и фактам" одиозный "панк-духоборец", лидер омской группы "Гражданская оборона" Егор Летов признался, что имеет все альбомы "Любэ" и считает эту группу одной из лучших. Свой пиетет к коллективу неоднократно выражал и рок-критик Артемий Троицкий, который всегда "мочил" попсу в своих язвительных заметках. Как-то он признался, что лучшим музыкальным произведением 1996 года считает песню "Комбат".
Правда, однажды многолетнее идеологическое противостояние между отечественным поп-легионом и отрядом рокеров чуть не привело к кровопролитию. На презентации последнего альбомы группы "Кино" в 1990 году, выпущенного после смерти Виктора Цоя, за одним столом оказались начальник "ДДТ" Юрий Шевчук и фронтмен "Любэ" Николай Расторгуев. Последний произнес тост за погибшего Цоя, и горячий Шевчук, не расслышав полностью текста, кинулся на Колю, мол, "ты попсовик, какое право имеешь?". Тогда молниеносное столкновение удалось пресечь. А через несколько лет лидеры двух популярных коллективов встретились вновь и обнялись, как старые друзья. Спустя годы это перемирие переросло в приятельские отношения.
К этому же периоду относится и появление легендарной гимнастерки, которую Расторгуев впервые надел на съемки "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. "Алла Борисовна, - вспоминает Расторгуев, - сама посоветовала мне надеть военную форму во время исполнении песни "Атас". Аргументы были такими: раз в песне упоминаются Жеглов и Шарапов, значит ты должен выглядеть, в духе того времени. Сначала думали, что это - разовый случай, но гимнастерка, по словам окружающих, пришлась мне к лицу, и меня просто уговорили закрепить за группой этот образ. К тому же, все по-настоящему важные песни у нас - на военную тематику. На их фоне складывается впечатление, что весь репертуар такой. Поэтому частенько на гастролях к нам подходят поэты и предлагают свои стихи для будущих песен - обязательно о войне, и почти всегда это вариации на тему "Комбат". Мне очень жаль, что сложился такой стереотип, поэтому хочется его разрушить".
Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. С этой самой гимнастеркой однажды случилась беда: ее отдали в химчистку, и она села, рукава стали короткими. Теперь Расторгуев ломает голову, где взять другую - гимнастерка-то старого образца, сейчас такую днем с огнем не сыщешь.
В 1992 году группа подтверждает свой звездный статус, выпустив блестящий второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили". Целая обойма песен вновь становится хитами: "Давай, наяривай", " Не валяй дурака, Америка", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Господи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка". На "Не валяй дурака, Америка" был снят ролик с элементами анимации, который получил в Каннах приз за "лучшую режиссуру". Это был настоящий прорыв российского клипмейкерства. Кстати, если вы внимательно вглядитесь в кадры этого ролика, то сможете разглядеть "рыжего иванушку" Андрея Григорьева-Аполлонова, которого ангажировали на роль одного из танцоров.
С альбома "Зона Любэ", выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается дружба Николая Расторгуева с кинематографом. Фильмография лидера "Любэ" на сегодняшний день состоит, помимо вышеназванного, еще из двух фильмов: "На бойком месте" и "Чек". И, кажется, это не предел. Песни "Дорога", "Младшая сестренка", "Конь", прозвучавшие в картине "Зона Любэ", также можно внести в золотой фонд группы.
Работа над следующим альбомом, озаглавленным "Комбат", началась в 1995 году, аккурат к 50-летию Дня Победы. Планировался даже военизированный клип, для чего были отсняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии. Но не успели к сроку, хоть песня и появилась в эфире в разгар первой Чеченской военной кампании в 1995 году, сам альбом был выпушен в 96-м. Самые известные песни из альбома "Комбат" - "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня"...
В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего - "Собрание сочинений" и лирическое творение "Песни о людях". Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является "Там, за туманами".
Один из многочисленных курьезов случился, когда снимали клип на песню "Ребята с нашего двора". "Артем Михалков, - делится воспоминаниями Расторгуев, - назначил съемки на пять утра. Нам нужно было показать утреннюю Москву, когда на улицах никого нет, только поливочные машины проезжают. Сбор назначили у ресторана "Эльдорадо", что напротив кинотеатра "Ударник", на субботу. А у меня такая проблема с днями недели, что я ход времени воспринимаю только по числам месяца. Короче, вместо субботы приезжаю в пятницу в пять утра. Никого нет, даже поливочных машин. Я злой, как собака, думаю, сейчас устрою разборки. И потом до меня доходит, что сегодня - пятница. Тема Михалков потом долго смеялся".
Завершают дискографию "Любэ" live-альбом "Песни из концертной программы", записанный 24.02.98 в столичном киноконцертном зале "Пушкинский", и самый последний альбом "Полустаночки". "Что такое "полустаночек", - поясняет Расторгуев. - Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая, ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не напрямую о военной тематике, там нет слова "Комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других... Особо хочу выделить песню "Солдат" - она получилась сильной и по актуальности, и по энергетике, и по духу. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат". В ней есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные".
Песни "Любэ" не пахнут деньгами
Каждый период своей тридцатилетней жизни я храню в памяти под файлами, связанными с музыкой. Например, дебютный альбом "Динамика" заставил меня взять в руки гитару, первая любовь совпала с моим активным погружением в творчество "Воскресенья", под хиты "Машины Времени" я уходил в армию и т.д. В то время, когда коллектив "Любэ" выстрелил своими хитами "Клетки", "Люберцы", "Атас" и "Батька Махно", я служил в армии. Помню, как в выходные дни перед просмотром телепередачи "Служу Советскому Союзу" мы крутили до дыр магнитопленку с этими песнями. Если бы не наш упертый старшина, шлягер "Батька Махно" мог бы вполне стать нашей строевой песней, настолько нам нравились слова и мелодия. Прослушивание первых "любэшных" хитов сегодня невольно погружает меня в армейский период. Причем, песни эти обладают чудодейственной силой хоронить все неприятные воспоминания и оставлять хорошие.
Это распространяется на все творчество группы"Любэ" и вообще произведения Игоря Матвиенко. Несмотря на то, что это - успешный коммерческий проект, от всего, что делают эти люди, не пахнет деньгами. Правда, признаюсь, что военная тематика трогает меня меньше, нежели ностальгическая лирика "Любэ", типа "Дороги" или "Ребят с нашего двора". А песню "Там, за туманами" я вообще считаю лучшей отечественной песней, написанной и достойно исполненной за последние десять лет.
Профессионально копаясь в творчестве "Любэ", я не могу найти того, за что можно критиковать этот коллектив. Так же, как не могу постичь формулы их успеха. Вроде бы, нет ничего сверхоригинального в звуковой подаче, в вокальной манере исполнения Николая Расторгуева. Но, слушая расторгуевскую хрипотцу под аккомпанемент гармони и простенького дворового гитарного риффа, мороз продирает по коже.
Еще до официального выхода на носителях Расторгуев в своей машине прокрутил мне несколько песен из нового альбома "Полустаночки". Любая песня из тех, что я услышал, - потенциальный хит. Это по-прежнему привычное "Любэ". Но безо всяких реверансов моде. Группа записала еще один современный, мелодичный и, надеюсь, коммерчески удачный альбом.