Командующий инженерными войсками Министерства национальной обороны СРВ Фам Хуанг Суан заинтересовался техникой Челябинского тракторного завода, которую во время делового визита во Вьетнам ему презентовали заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» Валерий Платонов, генеральный директор ЧТЗ Виктор Воропаев, начальник отдела дочерних и зависимых обществ с иностранными инвестициями технопарка «Тракторозаводский» Дмитрий Шкырдин.
Вниманию военных была предложена вся линейка дорожно-строительных машин, производимых предприятиями корпорации, и, в первую очередь, Челябинским тракторным заводом. Во время повторной встречи с руководством министерства, о которой в ходе визита также достигнута договоренность, будет вестись предметный разговор. Военные инженеры продемонстрировали серьезные намерения укреплять сотрудничество. Сейчас предложения тракторостроителей рассматриваются техническими специалистами Минобороны СРВ.
У завода и вьетнамского военного ведомства давние связи. Начало отношений было положено во времена американской агрессии. Не случайно в музее инженерных войск в качестве экспоната представлен один из самых массовых отечественных тракторов, выпускавшихся в 60-е годы прошлого века на ЧТЗ, – Т-100, знаменитая «сотка», применявшаяся вьетнамцами при строительстве оборонительных сооружений.
За последние четыре года завод отгрузил инженерным войскам Вьетнама 23 бульдозера Б12. Для дальнейших поставок есть обоюдное желание и необходимые предпосылки. СРВ развивается, начиная помогать соседям, вкладывая инвестиции в экономику Лаоса и Камбоджи. Кураторами этих строек выступают люди в погонах, что дает дополнительный импульс переговорному процессу.
– В ходе визита мы встретились с торговым представителем России в СРВ Николаем Алексеевичем Капусткиным, – рассказывает Дмитрий Шкырдин. – Он квалифицированно представил нам ситуацию на рынке дорожно-строительной техники Вьетнама, логистические планы развития дорожной сети. Они без преувеличения грандиозны. Предполагается продолжить Шелковый путь через Вьетнам от Казахстана до Сингапура.
Реализация дорожной программы потребует значительного количества техники, рынок которой, по словам Капусткина, сегодня и объемный, и многогранный. Политические события последнего времени наложили отпечаток на торговые векторы. Россия в силу геополитических перемен стала пристальнее смотреть в сторону азиатско-тихоокеанского региона. Вьетнам, у которого наметилось похолодание с Китаем из-за нерешенных территориальных вопросов, также готов к большему сближению. Ранее распространение дорожно-строительной техники из Поднебесной не встречало препятствий. Сейчас конкурентный фактор несколько ослаб. Альтернативой китайским машинам для вьетнамских потребителей становится продукция российского автопрома и ЧТЗ, в частности.
На одну из прибрежных строек СРВ челябинские тракторостроители уже поставили бульдозеры Б10 и Б12. Они, убедились заводские представители, исправно работают, замечаний к ним нет. Поэтому, был сделан вывод, присутствие во Вьетнаме надо наращивать, отправляя туда и технику, и запасные части, обеспечивая потребителей необходимым сервисом.
Наличие российско-вьетнамских протоколов о сотрудничестве, предполагающих возведение в СРВ научного ядерного центра, атомной электростанции, реализацию проектов по развитию дорожного сообщения усиливают режим наибольшего благоприятствования поставкам продукции предприятия. Тракторостроители решили усилить эту работу, уделяя юго-восточному направлению своего экспорта особое внимание.
Курс на активизацию сотрудничества одобрило и собрание акционеров совместной компании «Вьетнам – Урал», участие в котором приняли челябинцы. Одним из учредителей этой фирмы, призванной продвигать товары предприятия на рынке Юго-Восточной Азии, является Челябинский тракторный завод, а заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Валерий Платонов и руководитель ЧТЗ Виктор Воропаев входят в совет директоров этой компании.