В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели ближнесреднемагистрального самолета МС-21. Об этом сообщила пресс-служба ЦАГИ.
Задача исследования – подтверждение предварительных расчетов аэродинамических характеристик систем управления и элементов механизации. В частности, ученых интересовали шарнирные моменты и нагрузки, действующие на внутренние секции предкрылка, закрылка, консоль стабилизатора, створки шасси, рули высоты и направления, интерцепторы и элероны. Эксперимент проводился в дозвуковой аэродинамической трубе на режиме «взлет-посадка» при наличии экрана, моделирующего взлетно-посадочную полосу. Заказчиком работ выступает корпорация «Иркут».
Для проведения испытаний на крупномасштабной модели специалисты ЦАГИ специально спроектировали уникальные пятикомпонентные тензометрические весы. В общей сложности было установлено 20 весов – рекордное для подобного эксперимента количество. С них одновременно снимались нагрузки и моменты, действующие на управляющие аэродинамические поверхности.
«Надо отметить, что в силу высокой стоимости производства столь большие модели не изготавливались с советских времен. Мы проводим исследование на крупномасштабной модели самолета, изготовленной в соотношении 1:8. Это позволяет получить данные, наиболее приближенные к реальным эксплуатационным значениям, поэтому результаты этих испытаний представляют особую ценность. Проведенные исследования подтвердили предварительные расчеты, выполненные конструкторами корпорации «Иркут». Речь идет, в частности, об оценке мощности бустеров – приводов, открывающих створки шасси», – прокомментировал итоги первого этапа эксперимента начальник сектора отделения аэродинамики самолетов и ракет Геннадий Андреев.
В ближайшее время в российском центре авиационной науки начнется новый этап исследований влияния экрана на аэродинамические характеристики модели. На этот раз высота стойки, на которой установлена модель МС-21, сократится почти вдвое (6–7 м от ВПП в реальных условиях). Как ожидают ученые, эти эксперименты позволят получить интересные результаты, так как при данных условиях могут уточняться нагрузки на отдельные органы управления и механизации.
МС-21 – российский пассажирский самолет, разрабатываемый корпорацией «Иркут». Новый авиалайнер будет иметь широкие эксплуатационные возможности, ориентированные на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. МС-21 будет обладать высокой топливной эффективностью, увеличенной дальностью полета, уникальными характеристиками базирования, возможностью эксплуатации во всех климатических зонах, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, а также на высокогорных аэродромах.
Первый летный прототип МС-21 планируется собрать на Иркутском авиационном заводе к концу 2015 года, начало коммерческих поставок намечено на 2017 год.