ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров) планируют совместно создать критически важные бизнес-приложения на базе программного обеспечения с открытым исходным кодом (open-source software), сообщил "Интерфаксу" заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД Вадим Москаленко.
"В настоящее время у РЖД две основные критически важные системы - управления грузовыми перевозками и управления пассажирскими перевозками, которые создавались собственными силами около 40 лет назад, - сказал В.Москаленко. - Сегодня обеспечение их работоспособности затруднено и требует значительных затрат".
Для решения этой проблемы РЖД решило заменить эти системы. Однако, по словам В.Москаленко, оказалось, что в настоящее время на рынке отсутствуют типовые решения подобного класса. "Для каждой железной дороги (в различных странах - ИФ) соответствующее решение создавалось тем или иным вендором на базе собственных продуктов, - отметил В.Москаленко. - Где-то подрядчиком стала американская IBM, где-то - германская SAP и так далее".
В.Москаленко сообщил, что после изучения ситуации на рынке РЖД приняло решение создавать необходимые приложения самостоятельно на базе open-source продуктов. Одним из доводов в пользу этого выбора стало то, что самостоятельная разработка продуктов на основе open-source решений дает 100%-ную гарантию от отсутствия в них программных закладок.
"Изначально open-source был решением для гиков (чрезмерно увлеченные специалисты - ИФ), а сегодня - это вполне надежные и качественные продукты, - подчеркнул В.Москаленко. - Выбранная нами за основу open-source СУБД Volt DB (позволяет обрабатывать миллионы транзакций в секунду на стандартных серверах x86) оказалась эффективнее решения SAP HANA (высокопроизводительный инструмент для аналитики). Даже выпущенный SAP релиз этого решения, адаптированный под наши нужды, показал производительность на порядок меньшую, чем Volt DB". При этом В.Москаленко отметил, что за это решение РЖД был предложен "неподъемный ценник".
К настоящему времени РЖД сформирован набор open-source решений, на базе которых компания сможет самостоятельно разработать критически-важные бизнес-приложения.
По словам В.Москаленко, с аналогичной проблемой столкнулся саровский ядерный центр, проведший аналогичные исследования (РФЯЦ-ВНИИЭФ около трех лет занимается внедрением отечественных, а не зарубежных технологий 3D-проектирования и IT-обеспечения полного жизненного цикла изделий). Подготовленный центром набор open-source решений на 80% совпал с набором РЖД. В результате стороны договорились, "пока на словах", совместно создать необходимые им приложения. Более того, эти приложения должны остаться продуктами с открытым исходным кодом, которые смогут использовать и развивать сторонние компании и разработчики.
В.Москаленко не исключает также, что в этой инициативе пожелает поучаствовать государство. При этом он заявил, что компании не хотелось бы повторения ситуации с "национальной программной платформой", когда из бюджета были выделены средства, а нужного результата получено не было.
РЖД рассчитывает, что работы по данному проекту займут несколько лет, а полный переход на новые решения потребует 5-7 лет. В его реализации будут принимать около 700 программистов РЖД и немногим большее число специалистов саровского ядерного центра. При этом В.Москаленко отметил, что какое-то время новые бизнес-критичные системы будут работать параллельно со "старыми".