Во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”, иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесён ФАС России.
Законопроект подготовлен во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (далее – «дорожная карта») (утверждена распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 года №2579-р), а также поручений Председателя Правительства Д.А.Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 июня 2013 года.
Законопроект предусматривает:
- исключение из сферы действия антимонопольного законодательства отношений на трансграничных рынках, осуществление контроля на которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии;
- исключение положения, которым установлено, что агентский договор не является «вертикальным соглашением»;
- исключение возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, если его доля не превышает 35% (за исключением случаев, предусмотренных законом, а также случая коллективного доминирования);
- корректировку отдельных положений понятия «группа лиц»;
- исключение из сферы антимонопольного регулирования действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- введение полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению правил недискриминационного доступа к товарам хозяйствующих субъектов, не осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности, в случае выявления факта нарушения антимонопольного законодательства;
- уточнение понятия «картель»;
- исключение из перечня запрещённых видов соглашений, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов, соглашений о совместной деятельности, заключённых с предварительного согласия антимонопольного органа;
- исключение из перечня допустимых соглашений (действий) соглашений о совместной деятельности, заключённых в целях совершенствования производства, технического, экономического прогресса либо в целях осуществления прямых инвестиций на территории Российской Федерации, и введение в отношении таких соглашений и действий предварительного согласия ФАС России;
- уточнение особенностей заключения договоров с финансовыми организациями;
- установление запрета на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласия ФАС России;
- исключение положений, предусматривающих необходимость ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определённого товара долю свыше 35%;
- создание коллегиального органа ФАС России для обобщения и разъяснения практики применения антимонопольного законодательства и пересмотра решений и (или) предписаний территориальных органов ФАС России;
- введение обязанности по предоставлению сведений, содержащих налоговую тайну;
- расширение сферы применения института предостережения и предупреждения за незначительные нарушения;
- введение полномочий ФАС России о даче предварительного согласия на заключение хозяйствующими субъектами – конкурентами соглашений о совместной деятельности;
- установление требований о проведении анализа рынка в объёме, необходимом для установления нарушений антимонопольного законодательства;
- исключение из оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства такого основания, как добровольное устранение нарушения и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
- устранение возможности одновременного наложения на нарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выдачи предписания о взыскании в бюджет незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства;
- введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положений, предусматривающих смягчение административной ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения;
- внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих исключение государственного контроля (надзора) за сделками хозяйствующих субъектов, доля выручки которых от осуществления естественно-монопольных видов деятельности не превышает 1%;
- внесение корреспондирующих норм в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».