Торгово-промышленная палата (ТПП) России и Минпромторг разработали дополнения к правилам определения страны происхождения товаров. Они утверждены приказом Торгово-промышленной палаты № 64.
Документ разработан в целях реализации постановления Правительства России от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В основу разработанного механизма определения страны происхождения легли правила СНГ при проведении импортно-экспортных операций. Отнесение товара к российскому зависит от глубины уровня локализации.
Для товаров, которые по ряду причин не соответствуют правилам СНГ, сделаны послабления. Это касается легковых и части грузовых автомобилей, производство которых локализуется на территории стран Таможенного союза. Для этих товаров ТПП будет выдавать акт экспертизы, подтверждающий осуществление производителями необходимых технологических операций.
По мнению статс-секретаря – замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, Правительство устанавливает менее жесткие критерии определения страны происхождения для отдельных производителей продукции машиностроения, но одновременно дает им понять, что эти требования прогрессивно нарастают. К примеру, в 2015 году число технологических операций производства должно быть не менее семи, что является одним из путей стимулирования углубления локализации производства на территории стран Таможенного союза.
Представители ТПП по заявкам предприятий будут выезжать на производство и проводить мониторинг технологических процессов, по итогам которого будет выдаваться соответствующий акт, подтверждающий, что товар произведен на территории России.
Именно наличие данного документа позволит предприятиям участвовать в государственных закупках, регламентированных постановлением Правительства России от 14 июля 2014 года № 656.
Данное постановление предусматривает установление запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения при размещении заказов на поставки для государственных и муниципальных нужд, а именно:
– легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, включая производимые в режиме «промышленной сборки»;
– автобусов и троллейбусов;
– седельных тягачей;
– прицепов и полуприцепов;
– строительно-дорожной и коммунальной техники;
– трамвайных вагонов (с 2015 года).
При этом белорусские и казахстанские товары имеют те же условия допуска на рынок государственных закупок, что и российские товары. Участнику госзакупок необходимо будет предоставить сертификат СТ-1 в качестве подтверждения производства товара на территории Белоруссии и Казахстана. Такой сертификат будет выдаваться уполномоченным органом (организацией) Республики Беларусь и Республики Казахстан.