Страховые взносы в России пришли на смену единому социальному налогу (ЕСН) 1 января 2011 года. С этого дня отчисления работодателей в большинстве отраслей за каждого работника увеличились с 26% до 34% от фонда оплаты труда (ФОТ). Работодатели должны отчислять взносы за каждого работника, пока его зарплата в течение года нарастающим итогом не достигнет 463 тыс. рублей. Все, что перечисляется работнику свыше этой суммы, сейчас налогом не облагается.
Тем не менее, уже ранней весной стало ясно, что многие компании рискуют попросту не пережить резкого увеличения налоговой нагрузки. По стране прокатилась новая волна вынужденных сокращений, резко подскочил объем "серых" зарплат. Бизнес буквально взмолился о пощаде.
Стало очевидно, что предложенная налоговая модель нуждается в существенной корректировке. В марте президент России Дмитрий Медведев поручил найти возможность снизить ставки страховых взносов, а уже в июне с трибуны Петербургского экономического форума глава государства заверил, что со следующего года максимальная ставка снизится с 34% до 30%, а для малого социального и производственного бизнеса – до 20%.
Между тем, в Минфине РФ тут же заявили, что из-за этой инициативы уложиться в величину дефицита федерального бюджета 3% ВВП в 2012 году будет очень сложно. Самая большая головная боль правительства – это огромный дефицит Пенсионного фонда РФ.
Но чем заполнить выпадающие бюджетные миллиарды? В кабинете министров рассматривались разные варианты: ускоренная приватизация госактивов, дополнительные заимствования, увеличение акцизов на табак и алкоголь, изменения в налоговой политике и т.д. Дальнейшие налоговые усовершенствования показались правительству наиболее удобным и надежным путем решения проблемы.
7 июля премьер-министр РФ Владимир Путин предложил компенсировать выпадающие доходы бюджета от снижения ставки страховых взносов введением дополнительной ставки на высокие зарплаты. "Выпадающие доходы очень существенны, это 460 млрд рублей. Чтобы хотя бы частично покрыть выпадающие доходы бюджета, предлагается ввести дополнительные страховые отчисления в социальные фонды на высокие заработные платы свыше 512 тыс. рублей", - сказал Путин на заседании правительства.
В тот же день правительство РФ одобрило эту инициативу. "Действительно, принято за основу решение о введении дополнительной ставки 10% при зарплатах свыше 512 тыс. рублей с 2012 года. По малому бизнесу соответствующая ставка для зарплат свыше 512 тыс. составит 7%", - сказал журналистам министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Если замещать выпадающие доходы бюджета только за счет заимствований, объяснил глава Минфина, это создаст дополнительные макроэкономические риски, а накопление макроэкономических рисков представляет большую угрозу, чем повышение ставок налога.
Кудрин подчеркнул, что основная нагрузка после введения дополнительной ставки на высокие зарплаты ляжет на финансовый и добывающий сектора, так как там большая часть зарплат превышает 512 тыс. рублей в год, или 42,7 тыс. рублей в месяц. Также весомая нагрузка ляжет на сферу транспорта и сферу торговли, где доля таких зарплат составляет 20%.
Принятые решения по снижению страховых взносов – максимально возможные при нынешнем состоянии бюджета и экономики, заявил 11 июля Дмитрий Медведев. "Может быть, они не столь радикальные, как нам хотелось бы, но они существенные", - сказал он на встрече с главами крупнейших российских компаний в Горках.
Как подчеркнул президент, "это максимум, на который можно пойти с учетом текущего состояния бюджета и экономики".
Вот только станет ли легче бизнесу от новых экономических решений власти? Большая часть экспертов считает, что ставки страховых взносов уменьшились незначительно, а нововведение с дополнительным налогообложением "богатых" может ударить не только по работодателям, но и по самим работникам. Аналитики дружно прогнозируют возвращение эпохи зарплат в конвертах, проблемы с ростом оплаты труда квалифицированных специалистов, а в перспективе – ослабление среднего класса и предпринимательской активности в стране.
При этом в крупных городах бизнесу придется тяжелее. Ведь, к примеру, в Москве, по словам мэра города Сергея Собянина, средняя зарплата в 2011 году составит 43 тыс. рублей (516 тыс. рублей в год), то есть даже выше установленного порога налогообложения на 2012 год.
"Капкан от Шаталова"
Как уже было отмечено, в настоящее время страховыми взносами в 34% облагается доход до 463 тыс. рублей в год, а с превышения этого уровня взносы не платятся. Сам этот зарплатный порог рассчитывается в соответствии с ростом средней зарплаты в стране. Как ожидается, в 2012 году она будет на 10,6% выше, чем в этом году, прогнозирует Минэкономразвития. Отсюда и рост порога облагаемого взносами заработка до 512 тыс. рублей.
Как много россиян зарабатывает такую сумму в год? По данным Росстата и мнению экспертов, речь идет о 7-9% граждан России. Оптимисты в правительстве рассчитывают, что эти с формальной точки зрения состоятельные граждане обеспечат пенсионной системе 350-400 млрд руб. допдоходов в год с 2012 года. Пессимисты называют суммы в два раза меньше, ссылаясь на многочисленные подводные камни, которые ждут эту налоговую мини-реформу.
Конечно, сами высокооплачиваемые работники ничего перечислять налоговым органам не будут, эта почетная обязанность полностью ляжет на плечи бизнеса.
Впрочем, это не значит, что сами работники с зарплатой выше 42,7 тыс. рублей не заметят перемен, отмечают эксперты. Руководство компаний будет менее охотно повышать зарплату наиболее опытным и компетентным специалистам, а для экономики это тоже плохо, уверена аналитик Центра политических технологий (ЦПТ) Марина Войтенко. "Зарплаты попросту замедлят свой рост, что, естественно, приведет к замедлению повышательной динамики спроса в экономике. Ущемление же интересов экономически самой активной части населения никак не сможет стать стимулом к развитию", - пишет Войтенко в своей статье на сайте ЦПТ.
Кроме того, представители некоторых компаний уже высказали мнение о том, что с 2012 года им будет невыгодно брать на работу одного квалифицированного сотрудника там, где можно задействовать двух неквалифицированных. Очевидно, делают вывод аналитики, что это не самым лучшим образом скажется на производительности труда в стране.
Третьей отчетливой приметой обозримого будущего могут стать "серые" зарплаты. К ним и так уже вернулись около 40% российских работодателей, показывают исследования. По оценкам общественной организации "Деловая Россия" и Института экономической политики имени Гайдара, в сентябре прошлого года 20% зарплат выплачивалось "в конвертах", к концу года их было около 26%, а в марте этого года уже 41%.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) считают, что реальные цифры даже выше. "По нашим оценкам, доля теневой заработной платы составляет около 50% всего фонда оплаты труда. А это на самом деле недоплаченные налоги, что в конечном итоге сказывается и на защите трудящихся", - заявил председатель ФНПР Михаил Шмаков на апрельском заседании организации.
В свою очередь вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев также считает, что бизнес будет всячески сопротивляться нововведениям. По его мнению, высказанному в одном из интервью, любая дифференциация ставок увеличивает риск роста "серых" схем; когда предприятия в неравных условиях, они будут искать "лазейки для оптимизации зарплат".
Исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов тоже настроен скептически. "Если рассчитывается на то, что дополнительные взносы будут браться с больших заработков, а права будут формироваться в пределах порога, то это будет относительно честный отъем денег у тех, кто имеет более высокую зарплату. Это уже не страхование", - заявил Прокопов газете "Коммерсант", добавив, что "неправильно прессовать малый бизнес, загонять его еще больше в тень".
Действительно, если крупные предприятия с большим оборотом хоть и не очень довольны грядущими переменами, но не сильно боятся нововведений, то малый и средний бизнес, наоборот, снова пребывает в ярости. Президент "Опоры России" Сергей Борисов даже назвал инициативу Минфина "капканом от Шаталова" (замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, один из инициаторов введения дополнительного налога – ИФ).
Адвокат по трудовым спорам Аркадий Смолянинов считает, что в проигрыше в первую очередь окажутся добропорядочные компании. "Те предприятия, которые исправно платят налоги, берут в штат или "выращивают" своих классных специалистов, платят им достойную зарплату, будут и дальше честно тянуть налоговое бремя, а те, кто уже в "тени", так и останутся в "тени" или начнут дробить бизнес, чтобы получить налоговые вычеты. Парадокс, но законопослушный, честный работодатель вместо стимула к развитию, расширению, созданию новых рабочих мест получит новую фискальную нагрузку", - заявил Смолянинов Interfax-Russia.ru.
К тому же, считает эксперт, мнение о том, что "десятина с богатых" поможет обеспечить достойной пенсией "бедных", носит откровенно популистский характер: "Действующая власть, похоже, решила убить двух зайцев разом: заработать денег и политических очков. Думаю, что по обоим показателям "добыча" будет меньше ожидаемой, ведь зарплата в 43 тысячи – это точно не зарплата богатого человека, все это понимают, по крайней мере в больших городах, где большие транспортные, жилищные и другие расходы", - считает эксперт.
Снежный ком обязательств
Впрочем, эксперты не отрицают, что пенсионная система РФ все острее нуждается в деньгах. Население стареет. Сейчас в России проживает около 30 млн пенсионеров, причем количество трудоспособного населения в обозримом будущем продолжит снижаться из-за демографических проблем. Параллельно с успехами в здравоохранении растет продолжительность жизни в стране. В общем, нагрузка пенсионной системы на бюджет растет нешуточными темпами.
Действительно, суммы, которыми государство закрывает дефицит Пенсионного фонда, впечатляют. Так, в 2012 году на эти цели Минфин предложил выделить из федерального бюджета 1 трлн 60 млдр 100 млн рублей. В 2013 году эта сумма прогнозируется на уровне 1 трлн 92 млдр 700 млн рублей, а в 2014 году – 1 трлн 355 млрд 700 млн рублей. Итого – почти 3,5 трлн рублей за три года.
Экономический эффект от налогообложения больших зарплат кажется на этом фоне весьма скромным, подчеркивают экономисты. "Надо признать, что все эти шаги все равно не решают пенсионную проблему радикально. Если мы хотим поддерживать соотношение средней пенсии к средней зарплате хотя бы на нынешнем уровне, то в условиях ухудшения демографических пропорций до 2050 года ставки пенсионных отчислений нужно повышать каждый год еще на один процент. Или каждые пять лет на один процент ВВП увеличивать бюджетный трансферт в Пенсионный фонд. Ясно, что такой нагрузки не выдержит ни бизнес, ни казна", - заявил "Российской газете" руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
По его мнению, правительству неизбежно придется действовать и неэкономическими методами, чтобы россияне получали достойные пенсии. К примеру, эксперт предлагает увеличить минимальный стаж для назначения полной трудовой пенсии. "В нашей стране он составляет пять лет, тогда как в большинстве стран это 25-30 лет", - объяснил Гурвич.
О том, что для балансировки пенсионной системы нужны другие, нефинансовые подходы, в конце апреля заявил Алексей Кудрин. "Финансовые возможности бюджетной системы, в том числе налоговой составляющей, страховых взносов сегодня исчерпаны", - сказал он на одном из заседаний.
Алексей Кудрин напомнил, что с 2008 по 2010 год были значительно повышены пенсии, так называемый коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней зарплате – увеличился до 36% с докризисных 25%. "Уровень расходов всей бюджетной системы вышел на 8,8% ВВП, это больше, чем по развитым странам. По нагрузке пенсионной системы на бюджетную систему мы вышли на очень серьезный уровень", - сказал министр.
Балансируя между традиционно нарастающими в предвыборный период социальными обязательствами и желанием построить "умную", нацеленную на инновации экономику, государство приняло довольно спорное решение. Модернизация народного хозяйства, которая обсуждается на каждом углу, просто немыслима без высококвалифицированных специалистов, создающих добавочную стоимость своим интеллектом. Такие люди на рынке труда сейчас стоят дорого, но с 2012 года они могут стать менее востребованными, опасаются на кадровом рынке. Да, от этих людей – потенциальных лидеров – во многом зависит будущее страны. Но у них, равно как и у каждого из нас, есть собственное будущее, значительная часть которого пройдет после выхода на пенсию. Вот тогда и выяснится, стоила ли свеч налоговая "игра" начала 2010-х годов.