Предлагаемые законопроектом изменения позволят в целом сбалансировать бюджеты муниципальных районов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента от 22 июня 2014 года №Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления от 26 мая 2014 года.
Законопроект направлен на приведение положений Бюджетного кодекса в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) в части перераспределения источников доходов при создании двухуровневой модели организации местного самоуправления – городской округ с внутригородским делением и внутригородским районом.
Законопроект способствует реализации положений Закона №131-ФЗ в части бюджетных правоотношений.
Так, статьёй 2 Закона №131-ФЗ предусмотрено образование новых типов муниципальных образований - городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Федерации и уставом такого городского округа.
Таким образом, предусмотрена возможность создания двухуровневой модели организации местного самоуправления на уровне городского округа с внутригородским делением. В этой связи устанавливается перечень вопросов местного значения внутригородского района и сокращается перечень вопросов местного значения сельского поселения с перераспределением начиная с 2015 года высокозатратных вопросов местного значения (дорожная деятельность, организация электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения и другие) на уровень муниципального района. При этом перечни вопросов местного значения вышеуказанных муниципальных образований могут изменяться в соответствии с законами субъектов Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами соответствующих муниципальных образований.
Изменение организации местного самоуправления и новое разграничение вопросов местного значения между отдельными типами муниципальных образований требует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс (далее – Кодекс) в целях создания условий для стабильного финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В этой связи законопроект предусматривает:
а) изменение системы бюджетного устройства на муниципальном уровне (введение новых типов местных бюджетов, элементов доходов классификации доходов бюджетов, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением; определение порядка представления бюджетной отчетности, ведение реестра расходных обязательств для новых типов муниципальных образований);
б) установление (изменение) перечня налоговых доходов муниципального района, сельского поселения, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района; перераспределение отдельных налоговых и неналоговых источников доходов между бюджетами сельских поселений и муниципальных районов, в том числе доходов от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах территории сельских поселений, средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, от специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
в) расширение бюджетных полномочий субъектов Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов, а также штрафов и других сумм принудительного изъятия, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований; установление условий и порядка предоставления из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов бюджетам новых типов муниципальных образований;
г) изменение подходов к формированию региональных и районных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; формирование нового окружного фонда финансовой поддержки внутригородских районов, расширение форм и перечня получателей межбюджетных трансфертов;
д) установление сроков составления проектов местных бюджетов для новых типов муниципальных образований и распространение на новые типы муниципальных образований положений Кодекса об уточнении сроков составления прогноза социально-экономического развития муниципального образования, структуре среднесрочного финансового плана муниципального образования, общих положениях, содержащихся в решении о местном бюджете;
е) предоставление субъектам Федерации и органам местного самоуправления прав по осуществлению внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов новых типов муниципальных образований.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят в целом сбалансировать бюджеты муниципальных районов.
Поскольку объёмы доходов и расходов бюджетов городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов оцениваются органами государственной власти субъектов Федерации самостоятельно при принятии решений об образовании таких городских округов и утверждении перечней решаемых ими вопросов местного значения и полномочий, то установление на федеральном уровне законодательно закрепленных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджет внутригородского района не потребуется.
Законопроект также распространяет отдельные положения Кодекса, касающиеся городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, город федерального значения Севастополь.
Положения законопроекта применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы России, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов).
Принятие федерального закона приведет к изменению полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Федерации и (или) органов местного самоуправления, но не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в связи с перераспределением отдельных налоговых и неналоговых доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями без изменения доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов.