Минпромторг начал разработку новых торговых нормативов в рамках стратегии развития российской торговли до 2020 года.
фото: restanalitika.ru
К концу года вместо одного действующего норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов появятся три дополнительных. Министерство промышленности и торговли РФ приступило к разработке новых торговых нормативов в рамках стратегии развития российской торговли до 2020 года.
«Новые, усовершенствованные нормативы минимальной обеспеченности торговыми объектами будут устанавливать дифференцированные нормативы по различным торговым форматам», – сказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Напомним, что единый норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов был установлен в 2011 году для каждого региона. Однако, по оценке министерства, он имеет несколько существенных недостатков, в частности, суммирует все торговые площади, не учитывая необходимости многоформатной торговли.
Согласно действующему нормативу, всего один крупный торговый центр способен обеспечить население торговой площадью. По факту же реальную обеспеченность он раскрывает не полностью.
Предполагается появление отдельных нормативов по торговым объектам местного значения площадью меньше 300 кв. м, а также установление нового порядка, согласно которому в городах в радиусе 300 м от жилых домов должно быть не менее двух небольших магазинов. Однако этот радиус и количество магазинов может меняться в зависимости от плотности населения города.
«Также министерство разрабатывает нормативы по рынкам, прежде всего продовольственным и сельскохозяйственным – важнейшим источникам по снабжению людей свежими продуктами. Этот норматив будет зависеть от климатических условий в регионах», – заметил Виктор Евтухов.
Кроме того, планируется увеличить действующий торговый норматив по крупным магазинам и павильонам по продовольственному сегменту на 27%, по непродовольственному – на 7%.
По своей сути эти нормативы указывают, какой минимум торговых площадей разных форматов должен быть на той или иной территории в зависимости от специфики территории, в том числе от плотности населения.
«Например, во многих регионах фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов превышает нормативы. Но за счет чего это достигнуто? За счет огромных межрегиональных торговых центров и гипермаркетов. А есть ли у жителей магазины шаговой доступности, рынки, ярмарки, нестационарные торговые объекты, понять невозможно. Существует ли некий уровень потребительского комфорта? Очевидно, что пенсионерам проделывать большой путь за продуктами не совсем удобно. Разумеется, им нужен не огромный гипермаркет с тысячами наименований товаров, а маленький магазинчик в шаговой доступности от дома, где всегда можно купить продукты первой необходимости. Работающим гражданам также нужны торговые точки в максимальной пешей доступности.
Люди, лишенные магазинов рядом с домом, вынуждены закупаться впрок продуктами с длительным сроком хранения. А если бы неподалеку от места проживания была мясная лавка, они покупали бы свежую продукцию каждый день, то же самое касается молочных продуктов и овощей», – сказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Именно поэтому министерством предлагается установить дифференцированные нормативы по различным торговым форматам. Соответственно крупные объекты – гипермаркеты, торговые центры – не будут искажать реальную картину.
По мнению заместителя министра, это позволит также дополнительно стимулировать конкуренцию в торговле, что положительно повлияет на ассортимент товаров и уровень цен.
В среднем по России обеспеченность населения торговыми площадями составляет около 650 кв. м на тысячу человек, в то время как в Германии или во Франции – порядка 1,5 тыс. кв. м.