Принятие законопроекта позволит обеспечить более эффективное выявление объектов недвижимости, у которых отсутствует фактическое и юридическое владение и ускорит вовлечение их в хозяйственный оборот. Будет стимулировать собственников объектов недвижимости, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, но права на которые не зарегистрированы в установленном порядке в течение длительного времени, зарегистрировать такие права.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости» (далее – законопроект) подготовлен во исполнение пунктов 2.9, 4.3, 6.6, 23.1, 27.1.1 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утверждён распоряжением Правительства от 1 декабря 2012 года №2236-р).
Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации, в федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости». В частности, положения законопроекта предусматривают:
- исключение необходимости во всех случаях совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимым имуществом предоставлять нотариально заверенное согласие другого супруга;
- закрепление требования о предоставлении документов для государственной регистрации прав в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), указанными органами без участия заявителя;
- наделение работников органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, полномочиями по заверению согласия супруга на совершение сделки с недвижимостью другим супругом;
- введение обязанности для органов кадастрового учёта направлять в уполномоченные органы местного самоуправления информацию об объектах недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах;
- наделение органов местного самоуправления правом обратиться в орган, регистрирующий права, с заявлением о принятии объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного при получении информации от органов кадастрового учёта об отсутствии зарегистрированных прав на данный объект в течение пяти лет с даты присвоения ему кадастрового номера;
- сокращение сроков государственной регистрации и государственного кадастрового учёта с 18 до 10 рабочих дней.
Принятие законопроекта позволит обеспечить более эффективное выявление объектов недвижимости, у которых отсутствует фактическое и юридическое владение, и ускорит вовлечение их в хозяйственный оборот.
Кроме того, действие законопроекта будет стимулировать собственников объектов недвижимости, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, но права на которые не зарегистрированы в установленном порядке в течение длительного времени, зарегистрировать такие права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним для последующего налогообложения.
Нормы законопроекта, касающиеся сокращения сроков проведения кадастрового учёта, государственной регистрации прав и наделения полномочиями работников органов регистрации по заверению согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью, позволят минимизировать как временные, так и денежные затраты участников правоотношений в сфере государственной регистрации и кадастрового учёта.