Формирование территории социально-экономического развития «Камчатка» позволит создать новые точки экономического роста в этом регионе России, повысить конкурентоспособность нашей страны на рынке международных морских перевозок. Об этом говорилось на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике, проходившем в рамках Дней Камчатского края в верхней палате парламента.
Председатель профильного Комитета СФ Юрий Неёлов, открывая заседание, подчеркнул важность для всей страны решения вопросов социально-экономического развития Камчатского края.
Заместитель председателя правительства региона Юрий Зубарь рассказал о мерах, принимаемых в этом субъекте Федерации для решения важнейших экономических проблем. В частности, он остановился на основных направлениях функционирования территории социально-экономического развития «Камчатка» – портово-промышленном и туристко-рекреационном.
«Большое значение правительство края уделяет формированию портово-промышленной территории хабового типа и контейнерным перевозкам, что связно с широкими перспективами использования Северного морского пути. Преимущества Камчатки, ее географического положения, уникальные особенности Авачинской бухты дают возможность использовать порт Петропавловска-Камчатского в качестве опорного. В таком случае доставка различных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу на треть будет короче по времени и по расстоянию», – отметил заместитель председателя правительства края.
Он подчеркнул, что создание порта-хаба и развитие контейнерных перевозок создаст мультипликативный эффект, что благотворно скажется на сопутствующих производствах.
Говоря о положении дел в туристическом комплексе, Юрий Зубарь отметил уникальную природу и широкие курортно-санаторные возможности Камчатки. Он обратил также внимание на ряд сдерживающих факторов, таких как неразвитость инфраструктуры и трудности в обеспечении транспортной доступности. Заместитель председателя правительства Камчатского края остановился на путях решения этих проблем.
«При поддержке федеральных органов власти в Петропавловске-Камчатском начато строительство морского вокзала, которого не было порядка 20 лет. Планируется серьезная реконструкция портовых сооружений, строительство глубоководных причалов, что позволит в ближайшей перспективе принимать пароходы практически любого класса. В год к нам поступает порядка 100 заявок от различных международных круизных компаний на заход в порт, но мы пока не можем поставить суда к причалу, поэтому вынуждены перевозить гостей на лодках», – сказал он.
Юрий Зубарь уделил большое внимание развитию Петропавловска-Камчатского как авиационного транспортного узла. «Уже сейчас ведется строительство новой взлетно-посадочной полосы, начато проектирование современного аэровокзального комплекса, рассчитанного на обслуживание 1000 человек в час. Только за пять месяцев текущего года над территорией Камчатки транзитом пролетели 3,5 тысячи рейсов. До начала двухтысячных годов в аэропорту лежали сотни заявок на организацию посадки, обслуживание и дозаправку самолетов. Мы не могли удовлетворить эти заявки, так как не было современного аэровокзала. После завершения строительства нового аэропортового комплекса самолеты, которые летят над Камчаткой, смогут обсуживаться в нашем аэропорту. Это позволит авиакомпаниям экономить значительные средства за счет того, что самолеты не будут заправляться дополнительными десятками тонн топлива».
Заместитель председателя регионального правительства подчеркнул, что реализация намеченных планов невозможна без привлечения инвесторов. «Руководство края планирует за счет инвесторов строительство аэровокзального комплекса, ряда курортно-санаторных баз, а также производственных мощностей, в частности, по переработке древесины».
В обсуждении доклада Юрия Зубарева приняли участие заместители председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев, Сергей Шатиров и Михаил Пономарев, члены Комитета СФ Владимир Долгих, Николай Косарев и Виктор Рогоцкий.
По итогам работы сенаторы рекомендовали Правительству Российской Федерации ускорить согласование и внесение на рассмотрение парламента проекта федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока».
Кроме того, рекомендовано рассмотреть возможность корректировки государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и включения в нее создание обеспечивающей инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка».
Правительству России предложено также рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в пределах Камчатского края и Дальневосточного федерального округа и принять нормативный правовой акт, утверждающий перечень базовых портов на арктической трассе Северного морского пути, включив в него в качестве опорного морской порт города Петропавловска-Камчатского.
Государственной Думе рекомендовано ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правительству Камчатского края рекомендовано актуализировать концепцию и разработать мастер-план, технико-экономическое обоснование и финансовую модель создания и развития территории социально-экономического развития «Камчатка» и обеспечить подготовку технических заданий на строительство соответствующих инфраструктурных объектов.