В соответствии с «дорожной картой» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Направлен на оптимизацию процедуры представления документов в регистрирующий орган. Позволит ускорить процесс регистрации юридических лиц, увеличить количество создаваемых юридических лиц, привлечь новые инвестиции, сократить затраты предпринимателей и регистрирующего органа.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы “Об обществах с ограниченной ответственностью” и “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов) разработан во исполнение пункта 2 плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (утверждён распоряжением Правительства от 7 марта 2013 года №317-р).
Законопроект направлен на введение возможности использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов (далее – ООО).
Цель законопроекта – предоставление учредителям (участникам) юридического лица (на первом этапе только ООО) возможности действовать на основании типового устава, утверждённого уполномоченным государственным органом, путём принятия общим собранием участников (учредителей) соответствующего решения.
Законопроектом предусматривается утверждение уполномоченным государственным органом типового устава, в связи с чем не потребуется его последующее утверждение участниками ООО в бумажной форме и предоставление его в регистрирующий орган как в бумажной форме, так и в форме электронного документа.
Использование типового устава позволяется не только для государственной регистрации, как это предусмотрено статьёй 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), но и для деятельности ООО без необходимости придания уставу бумажной формы. Сведения о конкретном ООО, использующем типовой устав (сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала юридического лица), будут отражаться не в уставе, а только в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в связи с чем законопроектом уточняются положения статей 501, 52 и 54 Кодекса.
В целях сохранения возможности для ООО действовать на основании индивидуализированных уставов (с указанием в уставе индивидуальных сведений и положений, не предусмотренных типовым уставом) законопроектом предусматривается два вида устава общества – устав, утверждённый учредителями (участниками) общества (индивидуализированный устав), и типовой устав, утверждённый уполномоченным государственным органом (типовой устав). Такое разделение необходимо для понимания, к какому виду устава будет применяться конкретное положение законопроекта (при изменении наименования или места нахождения ООО). При этом отказаться от использования типового устава, равно как и перейти на использование типовых уставов, ООО вправе в любой момент в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации.
Принятие законопроекта будет способствовать оптимизации процедуры представления документов в регистрирующий орган и, как следствие, позволит ускорить процесс регистрации юридических лиц. Реализация законопроекта будет способствовать увеличению количества создаваемых юридических лиц, привлечению новых инвестиций. Законопроект позволит сократить затраты предпринимателей и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава). Использование типового устава не потребует квалифицированной правовой помощи для его составления.