Изменения направлены на совершенствование законодательства в части правового регулирования, прежде всего, выездного туризма, в том числе на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристского рынка, на усиление ответственности туроператоров.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений по итогам совещания у Председателя Правительства России от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс.
В Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вносятся дополнения в части правового регулирования договора о реализации туристского продукта. Перечень существенных условий договора дополнен новыми нормами. Это обязательная выдача туристу до начала путешествия (не менее чем за 24 часа) билетов «туда — обратно» либо по другому согласованному маршруту и документа о бронировании гостиницы или другого помещения для проживания (ваучера).
В целях совершенствования информационного обеспечения заказчиков туристского продукта вводится дополнительное положение об обязательном письменном информировании туриста о возможности добровольно застраховать другие риски, возникающие у туриста во время путешествия.
Предлагается расширить права туристов. В частности, вводится право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр — в целях закрепления дополнительной гарантии в приобретении туристского продукта у туроператора, работающего на законных основаниях.
Кроме этого, вводятся положения об особенностях обмена информацией в электронной форме между туроператором (турагентом) и туристом и (или) другим заказчиком. Это позволит создать правовую основу для приобретения туристского продукта через интернет.
Предлагается ввести в оборот электронные путевки. При этом реестру таких путёвок придается статус информационной системы.
В целях защиты прав потребителей при оказании услуг по перевозке устанавливаются требования к договору фрахтования и другим договорам, заключаемым для перевозки туристов. В частности, закрепляются положения о предоставлении туроператором перевозчику гарантий по оплате договора, обязанность туроператора выдать туристу маршрут-квитанцию с обязательным указанием сведений о пассажире, гарантии возвращения туриста из страны временного пребывания независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора.
Вносятся изменения в формирование фондов для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам. Предлагается создать фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Основное назначение фонда — финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного туроператора.
Также предлагается переименовать «компенсационный фонд» на «резервный фонд», что более точно отражает сущность и назначение двух фондов. При этом уточняется порядок формирования этого фонда. Устанавливается вступительный взнос в размере 100 тысяч рублей для всех туроператоров в сфере выездного туризма и ежегодные фиксированные взносы, перечисляемые в денежной форме, в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, дифференцированно для туроператоров в зависимости от количества туристов в сфере выездного туризма за отчётный период (год).
Фонд персональной ответственности расходуется в первую очередь на финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи туристам конкретного туроператора, а резервный фонд используется в случае нехватки средств фонда персональной ответственности или в случае невозможности оперативного использования средств фонда персональной ответственности (с обязательным последующим возвратом в резервный фонд произведённых выплат).
В части финансового обеспечения ответственности туроператоров вводится показатель «общая годовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма», на основе которого определяется размер финансового обеспечения туроператора.
Скорректирован размер финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма: в 2015 году - 3%, а с 2016 года — 5% от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн рублей — для туроператоров, действующих в сфере выездного туризма.
В части регулирования туроператорской деятельности, в том числе в сфере выездного туризма, вводятся требования об отсутствии неснятой или непогашенной судимости у лиц, занимающих должность руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера.
Кроме этого, предлагается устанавливать запрет на деятельность туроператоров, не включённых в реестр туроператоров.
В целях получения достоверной и прозрачной информации о результатах финансово-экономической деятельности туроператоров в сфере выездного туризма предлагается установить обязанность проведения обязательного ежегодного аудита такими туроператорами (если общая годовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей).
Также устанавливаются требования к турагентам, реализующим туристский продукт от своего имени. Они могут действовать только от имени туроператора.
В обязанности турагента входит: уведомить туроператора о заключении договора с туристом, согласовать с туроператором условия путешествия в соответствии с запросом туриста, передать туроператору полученные от туриста денежные средства.
В части административной и уголовной ответственности туроператоров в сфере выездного изменения законопроектом предлагается новая редакция состава правонарушения, предусмотренного частями 1 - 3 статьи 14.51. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагается повысить размер штрафов за деятельность туроператоров без внесения в реестр, а также предусмотреть для должностных лиц новый вид наказания – дисквалификация.
Также дополнен состав преступления, предусмотренный статьёй 171 Уголовного Кодекса, — в части деятельности без внесения сведений в реестр, когда это является обязательным.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристского рынка, на усиление ответственности туроператоров.