http://se.uploads.ru/t/01hGz.jpg
фото: arms-expo.ru

Специалистами НПП «Звезда», входящего в концерн «Авиационное оборудование», разработана уникальная катапульта самолетов малой авиации. Это позволит пилотам гражданских и спортивных самолетов катапультироваться из кабины вместе с парашютом.

Подмосковное предприятие «Звезда» производит парашютные системы специального назначения, противошоковые костюмы, оборудование и снаряжение для экипажей транспортных кораблей, скафандры для космонавтов, установки спасения космонавтов, скафандры для работы в открытом космосе и не только.

Новая разработка специалистов предприятия «Звезда» не имеет аналогов в мире – она катапультирует пилота и пассажиров без их кресел.

На сегодняшний день экипаж небольших спортивных и гражданских монопланов не может катапультироваться из самолета. Вместо этого у самого самолета открывается парашют, на котором он и спускается на землю. При этом процесс спуска неконтролируемый, поэтому приземление может не всегда произойти благополучно. Стандартные катапульты на самолеты данного вида не устанавливают из-за их большого веса, который значительно ухудшает летные характеристики воздушного судна. Новейшая катапульта предназначена для самолетов малой авиации – небольших монопланов, рассчитанных на 2-4 места, об этом рассказал главный конструктор предприятия Сергей Поздняков в интервью МК.

Катапультная система предназначена для спасения пилотов и пассажиров одно- и двухместных самолетов в аварийной ситуации. Перед вылетом все члены экипажа моноплана надевают специальные парашюты, связанные с системой катапультирования, после чего как положено пристегиваются и приступают к взлету.

Система обеспечивает комфортное размещение с надежной фиксацией пилота или пассажира в кабине самолета и его безопасное аварийное покидание при скоростях полета до 400 км/час и высотах от 30 до 4000 м.

В случае ЧП срабатывает катапульта: вначале примерно на 1,5-2 метра из кабины выдвигается телескопическая трубка, разбивая стекло. Трубка работает от сжатого воздуха. Выдвигаясь, она «вытягивает» за собой из кабины и члена экипажа вместе с парашютом; его ремни безопасности при этом расстегиваются автоматически. В определенный момент трубка раздвигается до предела, а человек из-за резкого рывка продолжает движение вверх и вскоре отделяется от системы катапультирования, которая выдергивает кольцо из его парашюта. Таким образом, в момент отделения член экипажа находится уже на расстоянии от самолета и не рискует разбиться об его хвост или другие части.

По словам Сергея Позднякова, разработка специалистов НПП «Звезда» может произвести настоящую революцию в области малой авиации и вскоре стать там таким же стандартом, каким сегодня являются ремни безопасности в автомобилях.

Новая разработка обеспечивает безопасное катапультирование, в том числе из состояния «плоского штопора» и «крутого штопора». Масса снаряженной системы – не более 16,5 кг. Диапазон масс пассажира в снаряжении – 60–105 кг. Катапульта работает при температуре от – 40 до 60 градусов.