http://se.uploads.ru/t/cA6tg.jpg
фото: minpromtorg.gov.ru

Центральный институт авиационного моторостроения завершает 30 января 2015 года двухлетнюю программу работ в рамках проекта DisPURSAL (Distributed Propulsion and Ultra-high By-pass Rotor Study at Aircraft Level). Основная цель проекта – анализ преимуществ распределенных силовых установок для оптимальной интеграции двигателя и планера перспективных воздушных судов.

Проект DisPURSAL выполняется в рамках 7-й рамочной программы Европейской комиссии. Основными исполнителями работ являются немецкая фирма Bauhaus Luftfahrt (BHL) (координатор проекта) и ЦИАМ. В проекте также были задействованы специалисты французского научно-исследовательского центра ONERA, проводившие аэродинамические CFD-расчеты, и представители компании Airbus Group Innovations, уточнявшие особенности некоторых компоновок, говорится в сообщении ЦИАМ.

На первом этапе проекта проходил комплексный отбор перспективных схем интеграции силовых установок и планера. В итоге для дальнейшего рассмотрения были отобраны две базовые концепции: «пропульсивный» фюзеляж (ответственный разработчик BHL) и «гибридное летающее крыло» со встроенной распределенной силовой установкой (ответственный разработчик ЦИАМ).  Основным комплексным критерием оценки данных концепций являлась топливная эффективность. По этому показателю перспективные летательные аппараты, рассматриваемые в проекте DisPURSAL, заметно выигрывают у аналогичных современных самолетов. В свою очередь, «пропульсивный» фюзеляж с точки зрения топливной эффективности незначительно выиграл у концепции «гибридного летающего крыла». Однако по уровню шума на местности «гибридное летающее крыло» cо встроенной силовой установкой заметно эффективнее первой конфигурации, прежде всего за счет экранирования шума двигателей поверхностью летательного аппарата.

«Эксплуатация самолетов, концепция которых рассматривается в рамках проекта DisPURSAL, должна начаться в 2030–2035 годах, – пояснил российский куратор проекта, начальник сектора ЦИАМ Артур Мирзоян. – Для реализации этих планов разработана дорожная карта развития технологий. В дальнейшем предстоит оценить возможность применения распределенных (гибридных) силовых установок с альтернативными источниками энергии на перспективных самолетах, а также экспериментально отработать ключевые технологии для их создания. Продолжение исследований по тематике DisPURSAL будет обсуждаться на встрече участников проекта под руководством Еврокомиссии, намеченной на февраль 2015 года».

ЦИАМ имени П.И. Баранова – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.