http://sg.uploads.ru/t/1rMzw.jpg
фото: ekonomist.by

Федеральный закон о защите конкуренции дополняется положениями, в соответствии с которыми до 1 января 2018 года не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка такого хозяйствующего субъекта от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн рублей.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 25 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утверждён распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р).

Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Закон о защите конкуренции дополняется положениями, в соответствии с которыми до 1 января 2018 года не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка такого хозяйствующего субъекта от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн рублей.

Также предусмотрено, что до 1 января 2018 года не будет признаваться доминирующим положение хозяйствующего субъекта – индивидуального предпринимателя, который не входит в одну группу лиц с другим хозяйствующим субъектом (другими хозяйствующими субъектами), если выручка такого индивидуального предпринимателя за предшествующий календарный год не превышает 400 млн рублей.

До 1 января 2018 года не будет признаваться доминирующим положение хозяйствующего субъекта – индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом, являющимся ему близким родственником, при условии, что совокупная сумма выручки таких хозяйствующих субъектов не превышает 400 млн рублей.

Статья 12 Закона о защите конкуренции дополняется новой частью 3, в соответствии с которой до 1 января 2018 года будут допускаться соглашения хозяйствующих субъектов, не занимающих доминирующее положение на определённом рынке, если их совокупная выручка за последний календарный год не превышает 400 млн рублей.

В целях уменьшения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предлагается исключить полномочие ФАС России по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара.

Для применения положений об исключении из-под действия отдельных норм антимонопольного законодательства России хозяйствующих субъектов с выручкой менее 400 млн рублей законопроектом вносятся изменения в статью 25 Закона о защите конкуренции в части возможности получения антимонопольным органом сведений о размере выручки, расходов и активов хозяйствующих субъектов у налоговых органов.

Законопроектом также предлагается дополнить статью 251 Закона о защите конкуренции частью 51, в соответствии с которой до 1 января 2018 года внеплановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства в связи с сообщениями и заявлениями физических лиц, юридических лиц, сообщениями средств массовой информации, указывающими на признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также с обнаружением антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры (за исключением признаков заключения ограничивающего конкуренцию соглашения – картеля).

Кроме того, предлагается изложить статью 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в новой редакции, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа и порядка подключения (технологического присоединения) к нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газораспределения, централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, а также правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии не будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

Статья 14.311 КоАП признаётся утратившей силу ввиду исключения из Закона о защите конкуренции возможности признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара не превышает 35%.

Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающие, что установленные статьями 9, 13 и 14 для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью, и хозяйствующих субъектов, поставляющих продовольственные товары, права и обязанности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, антимонопольные правила и ограничения не будут распространяться на хозяйствующих субъектов, выручка от реализации товаров которых с учётом выручки их группы лиц за последний календарный год не превышает 400 млн рублей, а также хозяйствующих субъектов, ведущих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн рублей.