http://sh.uploads.ru/t/pAqR4.jpg
фото: globalconflict.ru

Распоряжение от 22 июня 2015 года №1147-р. В рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования». Направлен на совершенствование норм об административной ответственности, исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершённым правонарушениям и их последствиям. Подготовка законопроекта инициирована предпринимательским сообществом в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в России и внешнеэкономической деятельности.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) подготовлен ФТС России в соответствии с пунктом 71 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (утверждён распоряжением Правительства от 29 июня 2012 года №1125-р) и во исполнение поручения Правительства.

Законопроект разработан по итогам проведения инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 (административные правонарушения в области таможенного дела) Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс), и установленных санкций.

Подготовка законопроекта инициирована предпринимательским сообществом в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в России и внешнеэкономической деятельности.

Законопроектом предлагается исключить часть 4 статьи 16.1 Кодекса, предусматривающую ответственность за представление недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску.

Примечания к статье 16.2 Кодекса дополняются нормой, предусматривающей освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, и добровольном сообщении в таможенный орган, выпустивший товары, сведений об их недекларировании. При этом лица будут освобождаться от ответственности, если в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

В части 3 статьи 16.2 Кодекса уточняется момент окончания правонарушения, когда последствия представления недействительных документов не только могут послужить, но и когда уже послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений. При этом конструкция правовой нормы приводится в соответствие с частью 2 статьи 16.2 Кодекса, поскольку по своему содержанию оба состава административных правонарушений вне зависимости от наступления правовых последствий (неуплата таможенных пошлин, налогов либо несоблюдение запретов и ограничений) предусматривают ответственность за заявление недостоверных сведений о товарах при таможенном декларировании.

Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.3 Кодекса, с целью оптимизации конструкции нормы предлагается объединить. Такой подход соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 4 и статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которыми перемещение товаров через таможенную границу производится с соблюдением запретов и ограничений, имеющих единую правовую природу вне зависимости от их видов.

Законопроектом также предлагается составы административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 16.2, статьями 16.3, 16.7, 16.21 Кодекса, дополнить уточняющими положениями об ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 статьи 16.20 Кодекса, предусматривающая ответственность за пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа, дополняется противоправными деяниями, выражающимися в передаче во владение или в пользование, продаже либо распоряжении другим способом такими товарами.

Законопроект учитывает инициативу предпринимательского сообщества о смягчении административной ответственности и назначении наказаний, соразмерных тяжести совершаемых правонарушений. Из санкций составов правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2, статьёй 16.7 Кодекса, исключается административное наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметами административных правонарушений. Смягчается ответственность за совершение правонарушений по части 3 статьи 16.1, частям 3 и 5 статьи 16.12, статье 16.14, части 3 статьи 16.19 Кодекса введением наказания в виде предупреждения. По части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 Кодекса снижаются минимальные размеры административных штрафов. При этом по частям 3 и 5 статьи 16.12 Кодекса при уменьшении нижних пределов штрафных санкций ввиду необходимости назначения соразмерного и адекватного тяжести совершённого правонарушения наказания повышаются верхние пределы штрафов.

Эти изменения позволят лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учётом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.

Законопроект направлен на совершенствование норм об административной ответственности, исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершённым правонарушениям и их последствиям.