По информации "РГ" в России около сорока миллионов автомобилей. Их количество увеличивается на два-три миллиона в год, а параллельно растет рынок всевозможных автомобильных гаджетов.
Одним из наиболее популярных сегодня устройств по праву стал автомобильный видеорегистратор. Спрос на автомобильные видеорегистраторы подогревают даже законотворцы. Сейчас в Госдуме разрабатывается закон, согласно которому суды обяжут принимать как доказательства записи с автомобильных видеорегистраторов. Пока это решение остается на усмотрение судьи.
Российский рынок видеорегистраторов потенциально гораздо более емкий, чем российский же рынок портативных автомобильных спутниковых навигаторов. Просто потому, что навигатор как таковой необходим далеко не всем пользователям, тогда как регистратор в России с ее беспределом на дорогах - вещь действительно необходимая практически всем водителям. Запись с регистратора, сделанная в нужный момент, поможет сэкономить на ремонте авто и судебных издержках, а также поможет в разбирательствах со страховой компанией. Одна авария, пусть и небольшая - и регистратор полностью окупится: пользователь сможет быстро доказать свою правоту или невиновность (если регистратор оборудован дисплеем, то это получится сделать даже на месте происшествия) и не будет вынужден ремонтировать машину за свой счет. Рост рынка видеорегистраторов - специфическая особенность России и других развивающихся стран: в тех же США и Европе из-за отсутствия такого беспредела на дорогах такие гаджеты фактически не нужны, - подчеркнул специалист по видеорегистраторам Евгений Ерошин.
Огромный спрос на видеорегистраторы в России подтверждается присутствием на рынке десятков компаний, занимающихся поставками таких устройств. Раньше локальные бренды выпускали плееры, ридеры, те же навигаторы, планшеты и так далее, а сегодня они в ускоренном темпе добавляют в свои продуктовые портфели видеорегистраторы. Продаются такие устройства везде - вплоть до ларьков в подземных переходах, где они стоят на полках рядом с батарейками, электронными игрушками и часами. - В отличие от рынка навигаторов в момент его становления, на рынке видеорегистраторов нет однозначно заметных технологических лидеров, каким в свое время был Garmin в области навигации. Это вполне объяснимо: в Европе и США рынок видеорегистраторов практически не развит, и глобальные мировые бренды практически не имеют предложений в этой области. Поэтому развивать российский рынок регистраторов приходится российским же торговым маркам и их азиатским партнерам. К концу 2012 года, - утверждает Евгений Ерошин, - ярко выраженные технологические и маркетинговые лидеры все же появятся - и это будут именно отечественные бренды. Рынок начнет консолидироваться вокруг них. Сейчас трендов развития рынка довольно много, так как идет бурный рост и пользователи только определяются с предпочтениями. Но в процессе формирования рынка количество трендов уменьшится.
Сегодня полки магазинов определенно "замусорены" китайскими продуктами с посредственными характеристиками. Однако среди них встречаются и модели с оригинальными фишками и необычным дизайном. Устоявшихся спецификаций и стандартов на рынке видеорегистраторов пока нет - разработчики все еще находятся в поиске, а пользователи продолжают спорить о необходимости в таких устройствах GPS-приемников, отрицательном влиянии интерполяции на качество получаемого видео и пр. Поддержка GPS в видеорегистраторе на деле практически бесполезна - точность определения координат на практике не слишком высока, и при "разборе полетов" может оказаться, что автомобиль ехал по обочине или вообще по газону. Между тем наличие GPS-приемника увеличивает стоимость видеорегистратора примерно на 1 500 рублей.
Основной тренд рынка видеорегистраторов с начала 2012 года, рассказала "РГ" менеджер по маркетингу аналитической группы Светлана Завьялова, - поддержка видеозаписи в формате Full HD (1080p, 1920 на 1080 точек). Кроме того, в большинстве новых моделей есть встроенные аккумуляторы и экраны, отсутствовавшие в ряде массовых устройств прошлого года. Появились и портативные навигаторы со встроенными регистраторами - такие устройства предназначены для тех, кто хочет сэкономить на покупке двух гаджетов: устройство-"гибрид" на полторы-две тысячи рублей дешевле комплекта из отдельных регистратора и навигатора. А вот "двухкамерная" концепция не прижилась: регистраторы вроде Highscreen BlackBox с двумя камерами (одна направлена в салон, другая - на дорогу) весьма удобны в эксплуатации, но достаточно дороги - поэтому сегодня практически во всех видеорегистраторах установлена одна камера. Действительно, разработчикам есть на что потратить сэкономленные на второй камере средства - на те же аккумулятор, экран, более качественную основную камеру с большим углом обзора, комплектную карту памяти большего объема.
В 2011 году в России по данным аналитических агентств было продано около 300 тысяч видеорегистраторов. В 2012 же году этот рынок вырастет в два, а то и в три с лишним раза: его объем составит от 700 тысяч до миллиона устройств. Эти цифры говорят о том, что рынок видеорегистраторов стал поистине массовым в год своего зарождения - в 2011-м. Ранее, конечно, в продаже также встречались регистраторы, однако популярными эти устройства не были: они стоили заметно дороже 10 тысяч рублей, да и предложений было не так уж и много. Сейчас речь идет чуть ли не о сотнях моделей от десятков брендов, а до 2011 года доступные в России модели можно было пересчитать по пальцам.
В ближайшее время очевиден рост требований к качеству видеосъемки. Первые гаджеты, которые появились в России, плохо отображали действия, происходившее в темное время суток. Сейчас появляется больше моделей с разрешением Full HD 1080P.
В видеорегистраторы производители ставят хорошие матрицы. Все это поможет в случае возможного судебного процесса. Самыми популярными моделями остаются модели стоимостью менее 5-6 тыс. рублей. Самые дешевые модели стоят в розницу около двух тысяч рублей. По мнению экспертов, цены если и снизятся, то максимум на 10-20%. По-прежнему на рынке видеорегистраторов тон задают китайские и корейские производители. Отечественные компании, работая с азиатскими производителями, делают минимальную или серьезную доработку устройств. Некоторые ограничиваются тем, что размещают на устройствах свой лейбл, такие как te-Xet и Supra пишут программную оболочку, локализуют сам продукт, организуют техническую поддержку и сервисное обслуживание. Азиатские компании в данном случае выступают OEM (original equipment manufacturer) производители. Позволить себе другую схему работу (ODM - original design manufacturer) могут очень немногие российские компании. В этом случае компании самостоятельно разрабатывают все производимые системы видеонаблюдения и регистраторы, доверяя китайскому производителю только сборку устройств.