Как пишет "Газета ру", к концу 2013 года «большая тройка» вместе с Минкомсвязи должны покрыть сотовой связью все федеральные трассы. В министерстве пока не берутся оценивать затраты на выполнение этой задачи. Только обеспечение связью трассы «Амур» обошлось в 5 млрд рублей. Государство готово взять на себя 2 млрд общих затрат.
К концу 2013 года операторы сотовой связи должны будут обеспечить сотовой связью все федеральные трассы. Соответствующее распоряжение подписал в мае Владимир Путин, еще в качестве премьер-министра. Ответственным за выполнение задачи назначено Минкомсвязи, Минтранс будет контролировать строительство подъездных путей к новым вышкам, Минэнерго займется подачей электроэнергии к ним с помощью ФСК и РЖД.
Как рассказали «Газете.Ru» в Минкомсвязи, в настоящее время операторы-участники проекта определяют объем необходимых затрат. Часть затрат по электроснабжению и строительству подъездных путей возьмет на себя федеральный бюджет – размер компенсаций составит 2 млрд рублей.
«Работа будет строиться по принципу работы на трассе «Амур», – говорят в министерстве. – Предварительные обсуждения работы проводились с операторами «большой тройки» при участии руководства Минкомсвязи и Роскомнадзора. В результате были уточнены конкретные участки, которые еще не покрыты сотовой связью»
О необходимости покрытия сотовой связью федеральных трасс Путин заявил в августе 2010 года, когда ехал по трассе «Амур» из Хабаровска в Читу на желтой «Калине». В феврале прошлого года «большая тройка» вместео с Минкомсвязи договорилась об обеспечении сотовой связью этой трассы. В обязанности операторов вошло создание инфраструктуры, а государство пообещало построить дороги к сотовым вышкам и обеспечить их электроэнергией. В общей сложности было около порядка 5 млрд рублей: 2,4 млрд рублей составили расходы операторов, 2 млрд рублей вложили энергетики, еще 300 млн рублей государство потратило на строительство дорог в вышкам.
Операторы в курсе планов правительства. «Сейчас мы вместе с другими операторами прорабатываем эту задачу и ждем решений Минкомсвязи по исполнению этого распоряжения», – говорят в «Вымпелкоме» . «Обсуждается несколько вариантов сотрудничества в рамках этого проекта – совместное строительство отдельных участков покрытия, обмен инфраструктурой и прочее», – рассказали в МТС.
Оценивать затраты на покрытие сетью федеральных трасс в МТС и Вымпелком пока не решаются, ссылаясь на неопределенность сроков сдачи и формат реализации проекта.
Как рассказали в МТС, компания уже приняла программу по развитию сети вдоль основных транспортных артерий – автомобильных и железнодорожных – в первую очередь, в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Программа затрагивает не только федеральные автодороги и покрытие связью Транссиба, но и дороги регионального значения, а также строящиеся магистрали. Порядка 20% всех новых базовых станций, устанавливаемых компаний, – это покрытие дорог, говорят в МТС.
Эксперты затрудняются оценить затраты на строительство сетей, но убеждены, что для операторов – это не прибыльный проект.
«Сотовые сети на федеральных трасах будут востребованы, но они не смогут покрыть расходов на строительство», – считает Александр Васюк из Prosperity Capital Managment.
Но покрытие трасс сотовой связью – стратегическая задача для страны, говорит старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков: «Преимуществ много: связь и цифровые технологии обеспечивают развитие территорий, а также национальную безопасность. Покрытие трасс сотовой связью усилит конкурентные позиции российских телекоммуникационных компаний и создаст потенциал для их дальнейшего развития, поэтому компании постараются успеть в срок».