С учётом норм международного права, законодательства и судебной практики зарубежных стран предлагается установить пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества. Также определяются случаи, когда иностранное государство и его имущество не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.
Проект федерального закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение поручения Правительства России и направлен на регулирование юрисдикционного иммунитета иностранных государств в Российской Федерации.
Советское процессуальное законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства. На концепции абсолютного иммунитета основывается и действующее российское законодательство.
Вместе с тем на практике во внешнеэкономической деятельности Россия вынуждена отказываться от иммунитета.
В связи с расширением внешнеэкономической деятельности и привлечением иностранных инвестиций Россия заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. В действующем законодательстве ряда зарубежных стран это означает отказ от иммунитета. К настоящему времени заключены десятки таких договоров. Таким образом, практика внешнеэкономической деятельности России, а также международная договорная практика показывают, что возникла тенденция признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета.
Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и её органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на её участие в деле не испрашивается.
Сложившееся положение обусловлено тем, что в законодательстве зарубежных стран широкое распространение получила концепция ограниченного иммунитета государства, в соответствии с которой иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности этих субъектов.
На этой концепции основана принятая Организацией Объединённых Наций 2 декабря 2004 года и подписанная Российской Федерацией 1 декабря 2006 года Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В ряде иностранных государств приняты соответствующие законы, в частности, в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР и Сингапуре. В других иностранных государствах концепция ограниченного иммунитета иностранного государства не имплементирована в законодательство, а реализуется в судебной практике (Франция, Дания, Норвегия, Греция, Италия, ФРГ).
В соответствии с названой концепцией и с учётом положений Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности законопроектом предлагается установить правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России.
Законопроектом устанавливаются предмет его правового регулирования и приоритет международного договора, а также содержание используемых в законопроекте понятий, в частности, «иностранное государство», «юрисдикционный иммунитет», «судебный иммунитет» и других.
В соответствии с нормами международного права, законодательством и судебной практикой зарубежных стран законопроект устанавливает пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества.
Также определяются случаи, когда иностранное государство и его имущество не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.
В целях обеспечения баланса юрисдикционного иммунитета, предоставляемого иностранному государству в соответствии с российским законодательством, и юрисдикционного иммунитета, предоставляемого России в данном иностранном государстве, законопроект предусматривает возможность ограничения судом Российской Федерации на основе принципа взаимности юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, Российской Федерации предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объёме, чем тот, который предоставляется иностранному государству.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта потребует внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые в настоящее время содержат положения, определяющие особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц, в том числе о признании и исполнении решений иностранных судов.