Министерство промышленности и торговли России утвердило стратегию развития народных художественных промыслов на 2015–2016 годы и на период до 2020 года. Она основывается на признании промыслов важнейшим инструментом развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации и активизации творческого потенциала народов России.
Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов отметил, что народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью российской истории и культурного наследия. Предприятия, располагаясь на территориях, в пределах которых исторически сложился и развивается тот или иной промысел, есть инфраструктура и сырье, фактически являются градообразующими, формируют основные рабочие места.
Сфера народных художественных промыслов включает в себя около 250 предприятий из более чем 60 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой сфере – более 30 тыс. человек. Общий объем производства изделий народных художественных промыслов составил в 2014 году, по данным Росстата, 5 млрд рублей.
Целью стратегии является сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности и ресурса для развития культуры и образования в стране.
Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие сферы народных художественных промыслов, стать базовым документом для разработки программ, планов, проектов и мероприятий федеральными и региональными органами власти.
К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести:
– совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и развития народных художественных промыслов;
– государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;
– популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;
– совершенствование механизмов борьбы с контрафактной продукцией;
– повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;
– совершенствование системы маркетинга и сбыта;
– интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма.