фото: newportal.com.ua
Впервые на постсоветском пространстве в ПАО «Энергомашспецсталь» (ЭМСС, входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) силами работников завода был изготовлен унифицированный сталеразливочный ковш емкостью 130 тонн. Ранее такие ковши ЭМСС заказывала у специализированных предприятий.
Руководил проектом начальник конструкторского бюро Александр Перепелица. Конструкторы предприятия унифицировали захватные и установочные элементы ковша для работы без применения переходных траверс и специальных проложек на всех агрегатах сталеплавильного производства. Такой ковш можно устанавливать на сталевоз ДСП-70, установки «Печь-ковш» и в камеру установки вакуумирования стали при минимуме крановых операций и существенной экономии времени.
Размеры оборудования также были рассчитаны с учетом оптимизации работ при выполнении всех технологических операций. При этом учитывался момент поддержания необходимой температуры металла в ковше после обработки. При неправильных расчетах габаритных размеров ковша металл мог бы быстрее остывать или плохо обрабатываться аргоном.
«При конструировании ковша «с нуля» появилась возможность выбрать оптимальное расположение продувочных устройств. Моделирование потоков жидкого металла при продувке аргоном позволило определить наилучшее их положение для обеспечения усреднения химического состава и температуры металла. Удачное расположение шиберов дало возможность не только упростить их обслуживание, но и применить ковш в СЛЦ для двухшиберной заливки крупных отливок», – говорит главный конструктор ЭМСС Владимир Афанасьев.
Ковш обладает высоким уровнем безопасности, поскольку изготовлен из трех сварных частей, что также повышает и срок его эксплуатации. При этом специалисты изменили конструкцию днища. Оно имеет плоскую поверхность в отличие от традиционной эллипсоидной, что в дальнейшем позволит обеспечить заливку слитков в вакуумной камере без применения промежуточных устройств. Использование данного ковша для заливки слитков в вакуумных камерах позволит исключить возможность попадания шлака в слиток, регулировать скорость течения металла степенью открытия шиберного затвора, а также использовать его как промежуточный ковш при заливке крупных слитков из нескольких ковшей. При этом существенно снижаются трудозатраты на подготовку производства.
В ближайшее время планируется изготовить еще два ковша емкостью 75 тонн каждый, которые позволят оптимизировать работу в сталеплавильном производстве.