http://sbmtour.com.ua/images/train.jpg
фото: gov.cap.ru

Правление ОАО "РЖД" 31 марта рассмотрело и одобрило "Комплексную программу инновационного развития холдинга на 2016-2020 годы". Документ был разработан в соответствии с поручением Правительства РФ в развитие ранее действовавшей программы инновационного развития ОАО "РЖД" на 2010-2015 годы.

"Если предыдущая программа инновационного развития имела преимущественно технологический характер, то в новый проект включен полный спектр инноваций с учетом показателей эффективности их внедрения", – сказал президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров, открывая заседание правления.

По его словам, мероприятия, предусмотренные актуализированной программой, направлены на решение главных задач: создание высокопроизводительных рабочих мест и повышение производительности труда, импортозамещение, развитие тяжеловесного движения, высокоскоростного сообщения, повышение безопасности.

"Без новых технологий и новых подходов будущее ближе не станет. И компания этим вопросами последовательно занимается. Выполнение инновационных проектов позволило не только повысить качество наших услуг, но и сэкономить нам значительные средства. Например, внедрение ряда инноваций позволило увеличить производительность труда более чем на 25%. Таким образом, инновации работают на наш результат, давая ощутимый экономический эффект", – подчеркнул глава компании.

Приглашенные на заседание правления ОАО "РЖД" представители органов власти и научных кругов отметили высокий уровень подготовки программы.

По словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова, программа инновационного развития соответствует актуализированной "Стратегии развития железных дорог до 2030 года" и другим стратегическим отраслевым документам. В нее включены меры по созданию и стимулированию высокотехнологичной и инновационной продукции и усиление защиты интеллектуальной собственности российских разработчиков.

В свою очередь, заместитель директора Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Павел Свистунов отметил, что представленный документ развивает предыдущую программу и намечает новые пути развития железных дорог. В частности, определен механизм планирования и контроля внедрения инноваций, а также меры по импортозамещению.

Старший вице-президент по инновациям фонда "Сколково" Василий Белов подчеркнул, что программа устанавливает ключевые показатели эффективности, содержит принципы "открытых инноваций", которые подразумевают привлечение научного сообщества к новым разработкам.

За последние 5 лет в рамках реализации программы инновационного развития 2011-2015 годы выполнен широкий спектр проектов, таких как развитие энергосберегающих технологий и использования газомоторного топлива, применение спутниковых технологий, создание интеллектуальных систем управления движением, высокоточных координатных систем, внедрение принципиально новых систем диагностики, развитие информационных технологий. Кроме того, обеспечена опережающая подготовка нормативной базы для внедрения инновационных технологий, а также формирования системы управления качеством, направленной на повышение клиентоориентированности компании.

Достигнутые результаты по ряду направлений также превышают мировой уровень. Это, в частности, интеллектуальная система управления движением поездов, реализованная на полигоне Красная Поляна – Адлер – Сочи. В настоящее время от Красной Поляны до Сочи 80% всех поездов проходят участок в режиме "Автодиспетчер" – "Автомашинист". Новым этапом развития и тиражирования этой системы управления является проект модернизации Малого кольца Московской железной дороги, сформированный как единый микропроцессорный программно-технический комплекс.

ОАО "РЖД" в течение последних 5 лет занимает первое место по показателям удельного расхода электроэнергии на движение грузовых поездов, а также лидирует по значению удельного расхода дизельного топлива на тягу поездов в грузовом движении. По значениям расхода дизельного топлива в грузовом движении и затратам электроэнергии для пассажирского движения ОАО "РЖД" входит в мировую тройку лидеров и находится на первом месте среди компаний, обладающих схожими масштабами железнодорожной сети. В целом за 5 лет энергоемкость производственной деятельности снизилась на 8,4%, выброс загрязняющих веществ – на 21,9%.

Масштабное внедрение светодиодных светильников обеспечило снижение эксплуатационных расходов хозяйств на электроэнергию, периодическую замену ламп и техническое обслуживание светильников. Светодиодные модули применяются в системах железнодорожной сигнализации, на локомотивах и в пассажирских вагонах, на вокзалах, парках станций, мостах, в тоннелях других объектах железнодорожной инфраструктуры.

Внедрение возобновляемых источников энергии позволило сократить выбросы парниковых газов и расход углеродного топлива. В 2012 году на вокзале Анапа была внедрена первая в ОАО "РЖД" солнечная электростанция. Перевод систем теплоснабжения железнодорожных объектов на тепловые насосы позволил закрыть 33 устаревшие угольные котельные.

В компании были созданы условия, способствовавшие закупкам инновационной продукции у предприятий малого и среднего бизнеса. Контракты на закупку продукции у зарубежных производителей в обязательном порядке включали требования локализации производства. Так, с целью организации производства в Российской Федерации современных электропоездов между ОАО "РЖД" и ООО "Уральские локомотивы" заключен договор на поставку электропоездов серии ЭС2Г "Ласточка", разработанных на платформе Desiro RUS, с условием достижения уровня локализации в 2015 году - не менее 55% (в 2016 году - не менее 70%, в 2017 году - не менее 80% от стоимости подвижного состава). В соответствии с условиями договора, в 2015 году ООО "Уральские локомотивы" поставили ОАО "РЖД" 23 электропоезда "Ласточка", которые введены в эксплуатацию на участке Москва – Крюково.