фото: so-l.ru
Постановление от 29 июля 2016 года №725. В подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» включён инвестиционный проект по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон. Его реализация позволит решить проблему судоходства на Дону. Реализация проекта будет финансироваться за счёт перераспределения средств в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Общий объём финансирования госпрограммы не меняется.
Внесено Минэкономразвития России.
Развитие внутреннего водного транспорта сдерживается наличием в Единой глубоководной системе европейской части России (далее – ЕГС) лимитирующих участков, препятствующих увеличению пропускной способности внутренних водных путей.
Прогнозные данные свидетельствуют о высоких рисках сохранения аномально низкой маловодности рек Волжско-Камского и Донского бассейнов в период до 2024–2030 годов. Вследствие малой водности к наиболее критическим лимитирующим участкам ЕГС относится в том числе участок реки Дон между Кочетовским гидроузлом и хутором Арпачин.
Волго-Донской водный путь – наиболее загруженная часть ЕГС. По нему осуществляются транзитные перевозки с рек Камы, Волги и из Каспийского бассейна в направлении Азово-Черноморского бассейна. За последние годы на Волго-Донском водном пути наблюдался устойчивый рост перевозок.
На основном протяжении ЕГС, за исключением нескольких участков, установлена гарантированная глубина судового хода 4 м. На реке Дон ниже Кочетовского гидроузла установлена гарантированная глубина 3,4 м при обеспечении навигационного сброса воды из Цимлянского водохранилища. При этом в навигацию 2015 года в условиях недостатка водных ресурсов Цимлянского водохранилища и ограничения сбросов воды из него гарантированная глубина на участке ниже Кочетовского гидроузла обеспечивалась на протяжении всего нескольких дней в июне и июле, а средняя глубина в июле не превысила 3,2 м (в августе – 2,8 м).
Суммарные потери провозной способности флота составляли, по оценке судоходных компаний, более 2,6 млн т за навигацию. Кроме того, для прохода лимитирующего участка нижнего Дона суда вынуждены частично разгружаться с последующей обратной загрузкой, что в полтора-два раза увеличивает время рейса. Дополнительные потери грузопотока оцениваются более чем в 3,5 млн т.
К 2020 году реальная потребность в перевозке грузов через Волго-Донской водный путь составит более 18 млн т грузов.
Таким образом, малая водность на участке внутреннего водного пути на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла в настоящее время является основным препятствием для перевозок грузов внутренним водным транспортом в направлении Азово-Черноморского бассейна.
С целью повышения гарантированных судоходных глубин на этом участке подписанным постановлением в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (утверждена постановлением Правительства от 5 декабря 2001 года №848, далее – Программа) включён инвестиционный проект по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон (далее – инвестиционный проект).
Срок реализации проекта – 2016–2020 годы. Реализация проекта будет финансироваться за счёт перераспределения средств в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Общий объём финансирования госпрограммы не меняется.