В Дагестане продолжаются работы по созданию инфраструктуры, необходимой для интеграции республики в транспортно-логистический коридор с Ираном, Индией и странами Персидского залива.
Речь идет о коридоре «Север-Юг», который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, объединить порты, железные и автомобильные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору планируется транспортировать 5 млн. тонн грузов в год, в дальнейшем – более 10 млн. тонн.
В рамках реализации соглашения между Россией и Ираном по проекту «Север-Юг» в Махачкалинском морском торговом порту подготовлена площадка для принятия единовременно до 200 рефрижераторных контейнеров. Это упрощает доставку из прикаспийских стран, в том числе из Ирана, скоропортящихся товаров общим объемом до 200 тыс. тонн в год. Зарезервировано 435 га земель под строительство и развитие транспортно-логистической инфраструктуры Каспия. Уже в 2018 году запланировано подведение новой дополнительной автодороги к порту, что позволит существенно облегчить транспортное сообщение и увеличить грузооборот.
Проект «Север-Юг» позволит Дагестану в полной мере реализовать свои транзитные возможности, в первую очередь, в качестве одного из главных пунктов по перевалке производимой в стране и республике сельхозпродукции.
Напомним, Махачкалинский морской торговый порт является единственным незамерзающим и глубоководным портом России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн. тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн. тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн. тонн, зерновой терминал мощностью 500 тыс. тонн в год.
К слову, по состоянию на 7 декабря по всей России уже собрано 139,7 млн. тонн зерна. По словам министра сельского хозяйства страны Александра Ткачева, это рекорд за всю историю не только России, но и СССР. Собранный в этом году урожай зерновых позволит не только закрыть внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, но и обеспечить экспортные поставки российской сельхозпродукции. Так, посредством Махачкалинского порта в текущем году отгружено в Иран уже более 287,5 тыс. тонн зерна.
Кроме того, в настоящее время дагестанское предприятие ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» осуществляет поставки мяса в Иран. Первая партия объемом порядка 800 туш баранины была отправлена из г. Кизляра в конце октября текущего года. В целом объем поставок составляет 800 голов в сутки, хотя спрос иранской стороны гораздо выше – до 2-3 тыс. голов. Ввиду этого руководством предприятия планируется увеличить поставки в 2 раза уже в I полугодии 2018 года. Более того, Иран выразил заинтересованность в поставках дагестанского халяльного мяса для нужд паломников из разных стран мира, которые ежегодного идут в Саудовскую Аравию через Иран.