Депутаты приняли в первом чтении проект бюджета России на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы. На 2013 год бюджет рассчитывался исходя из прогнозируемого объема ВВП в 66, 515 триллионов рублей и уровня инфляции не более 5,5%. Бюджет на 2014-2015 годы формировался исходя из прогноза ВВП в размере 73,993 триллиона и 82,937 триллиона рублей соответственно, а заложенный уровень инфляции – не более 5%.
Общий прогнозируемый объем доходов федерального бюджета в 2013 году составит 12 трлн. 865,9 млрд. рублей. Общий объем расходов определен в сумме 13 трлн. 387,3 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета, согласно законопроекту, составит в 2013 году 521,415 млрд. рублей.
Несмотря на то, что ранее законопроект уже рассмотрели все думские комитеты, обсуждение на пленарном заседании Думы было заинтересованным и неформальным.
«Бюджет должен обеспечивать компромисс между экономическими рисками и гарантиями по выполнению социальных обязательств, взятых на себя государством, - заявил член Президиума Генерального совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он особо подчеркнул в своем выступлении, что России пора избавляться от имиджа страны с «сырьевой экономикой».
«Необходимо принимать меры по снижению зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. При этом надо понимать, что одно дело – взять часть доходов и положить их в кубышку, а другое – развивать экономику. Мы должны в решении этих вопросов найти золотую середину», - сказал Макаров.
Поддержал коллегу член Президиума Генсовета «Единой России», глава думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, который заявил, что бюджет должен находить баланс между макроэкономическим развитием и стабильностью.
«Без развития у страны нет будущего, поэтому при рассмотрении проекта закона во втором чтении мы должны предусмотреть увеличение расходов, которые направляются на развитие экономики, - подчеркнул парламентарий. - В том числе, мы должны увеличивать расходы на образование, науку, НИОКР. Средства, как предлагает Минэкономразвития, можно найти за счет снижения нормативной величины резервного фонда до 5% ВВП».
По словам Руденского, самое главное, что необходимо отразить в бюджете, – это средства на адаптацию промышленности к условиям ВТО и ресурсы для распространения доступных кредитов, о которых просит все бизнес-сообщество. «Без этого говорить о серьезной модернизации и конкуренции нельзя», - заключил Руденский.
Член Генерального совета Партии, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслав Тимченко, выразив согласие с коллегами - депутатами, заявлявшими, что бюджет «очень напряженный», тем не менее, поставил вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 году на решение ряда неотложных проблем.
«Одна из таких проблем - кадры местного самоуправления, - пояснил Тимченко. - Считаю ее не менее острой, чем недостаток у муниципалитетов финансовых средств. Мало получить деньги, надо еще уметь ими правильно распорядиться. Словом, нужна единая федеральная система обучения и повышения квалификации муниципальных служащих, о чем не раз говорил президент Владимир Путин. Создание и работу этой системы мы и предлагаем финансировать».
Приоритетами бюджета являются выполнение социальных обязательств и обеспечение безопасности, заявила член Президиума Генерального совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Для нас принципиально важным является то, что мы достигли взаимопонимания с министерством финансов, и нас поддержал комитет Госдумы по бюджету в части финансирования структур правоохранительных органов, социальной поддержке их сотрудников, повышения оплаты их труда, - сказала она. - Считаем бюджет сбалансированным, отвечающим приоритетам развития страны и обеспечению общественной безопасности».
«Проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов, предложенный правительством, требует существенной доработки», – завил заместитель секретаря Генерального совета «Единой России», председатель думского Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
По его мнению, бюджет, с одной стороны, полностью сбалансирован, его основные характеристики на ближайшие три года имеют положительную динамику для устойчивого социально-экономического развития России. Но, с другой стороны, в бюджете содержится ряд «спорных моментов, связанных с финансовой обеспеченностью субъектов и муниципалитетов».
«Во-первых, в законопроекте сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации. Во-вторых, сохраняются риски в обеспечении финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов, связанные с существенным объемом долговых обязательств. Законопроект этот момент недостаточно регулирует. В-третьих, в федеральном бюджете не предусмотрено каких-либо финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления по повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации бюджетных расходов, развитию налогового потенциала», - сказал Кидяев.
«Проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов предусматривает возможное снижение цен на нефть и содержит меры по предотвращению потенциальных кризисов, - заявил член Высшего совета «Единой России», первый вице-спикер Государственной Думы Александр Жуков.
«Сегодня было очень интересное обсуждение, высказывались разные точки зрения. В целом, бюджет оценивается как достаточно сбалансированный, - подвел он итоги пленарного заседания. - Мне кажется, что бюджет сделан с большой степенью надежности, то есть рассчитан на возможные колебания цен на нефть, чтобы не допустить экономического кризиса в России. В тоже время основные социальные обязательства государства в этом бюджете также предусмотрены».
«Вместе с тем проект бюджета не лишен определенных недостатков и слабых мест, которые необходимо будет решить при рассмотрении бюджета во втором чтении», - резюмировал Жуков.
Проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 года одобрен в первом чтении: «за» проголосовало 296 депутатов.