http://s2.uploads.ru/t/W7iAL.jpg

Открывая заседание, Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что задача подготовки обновленной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года была одной из важнейших в деятельности Министерства транспорта в 2012 году.
«Транспортная стратегия, наряду с утвержденной Правительством Государственной программой «Развитие транспортной системы», станет важнейшим инструментом стратегического и среднесрочного бюджетного планирования, -- сказал Министр. -- Это системный документ, содержащий четкие целевые индикаторы и системные цели, позволяющий двигаться в направлении развития транспортного комплекса в частности и реального экономического развития в целом».
С основным докладом об обновленной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года выступил заместитель Директора Департамента программ развития Минтранса РФ Георгий Петрушенко. Он напомнил, что актуализация Транспортной стратегии проведена Минтрансом России исходя из определения ориентиров социально-экономического развития страны с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства.
В последние годы на транспорте наметились и закрепились определенные позитивные тенденции. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза и составляет 7 процентов валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд. долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг.
Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 года (почти в 2 раза и составил в 2011 году 1,2 трлн. рублей, примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации. Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35 % и достиг 2,6 трлн. тонно-км. Докризисный уровень 2008 года превышен на 3,6 процента.
В рамках федеральных целевых программ проводилась целенаправленная работа по поддержанию в работоспособном состоянии и модернизации всех ключевых сегментов транспортной инфраструктуры страны. Однако транспортная система в ее нынешнем состоянии не позволяет эффективно удовлетворять спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения.
«Транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне - около 7-ми тысяч км на 1 человека в год, -- , -- сказал Г. Петрушенко. -- Это становится одним из основных препятствий к снижению напряженности на региональных рынках труда».
Объем финансирования инвестпрограммы железнодорожной отрасли значительно ниже уровня, предусмотренного действующей редакцией Транспортной стратегии Российской Федерации. В связи с этим растет количество участков железных дорог с ограниченными пропускными способностями, протяженность которых составляет более 6 тыс. км, а к 2015 году может составить более 13 тыс. км.
Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог. В режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России. В этой связи, существенное значение для решения задач дорожной отрасли имеет система воссозданных дорожных фондов.
Г. Петрушенко отметил возрастающий дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры, учитывая, что в течение только последних трех лет построены и введены новые мощности по обработке грузов в портах России общим объемом около 30 млн. тонн.
«Транспортно-логистическая система, несмотря на заметные позитивные подвижки последних лет, остается в целом недоразвитой, -- сказал он. -- Масштабы использования контейнерных технологий на порядок отстают от сопоставимых зарубежных аналогов. Не получила распространения практика контрейлерных перевозок. Стратегия является по сути дела развернутым ответом на все эти вызовы».
По словам Г. Петрушенко, Стратегия исходит из прогнозов социально-экономического развития страны по инновационному и консервативному (энерго-сырьевому) сценарию с возможностью ее реализации по форсированному варианту и, соответственно, различных сценарных рамок по бюджетным ограничениям. Сценарии развития требуют разного ресурсного обеспечения. Разница между финансированием сценариев весьма значительна и составляет 45%, но ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему.
Консервативный сценарий составлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих лишь сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы.
Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов.
Основными целями реализации Транспортной стратегии Г. Петрушенко назвал формирование единого транспортного пространства России; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграцию в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
«Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России состоит в создании условий для экономического роста, повышении конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество, -- сказал Г. Петрушенко. -- Без создания эффективной транспортной системы, которая является катализатором роста для всех отраслей экономики и регионов, не возможно полноценное развитие экономики страны, удовлетворение потребностей ее граждан».