фото: news.aldanonline.ru
По итогам подачи частной инициативы о создании моста через реку Лена концессионером проекта определена «Восьмая концессионная компания», управление которой осуществляет ООО «Национальная инфраструктурная компания» – консорциум Ростеха и Группы «ВИС». По своим техническим характеристикам новый мост, который будет построен в экстремальных условиях Крайнего Севера, не имеет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном мостостроении.
Частная инициатива о создании моста через реку Лена была подана в правительство Республики Саха (Якутия), после чего 2 декабря 2019 года на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов был объявлен прием заявок на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Прием заявок был завершен 17 января 2020 года. Согласно опубликованному протоколу в отведенное на конкурентную процедуру время не поступило ни одной заявки. В протоколе также сообщается, что Министерству экономики Республики Саха (Якутия) поручается обеспечить в срок до 16 февраля 2020 года принятие решения о заключении концессионного соглашения и направить проект концессионного соглашения в адрес ООО «Восьмая концессионная компания» для подписания в срок не более одного месяца.
ООО «Восьмая концессионная компания» на 100% принадлежит Группе «ВИС», ее управляющей компанией является консорциум Ростеха и Группы «ВИС» – ООО «Национальная инфраструктурная компания».
«Цель консорциума – развитие инфраструктуры и решение других задач, поставленных президентом России в рамках национальных проектов. Проект строительства Ленского моста предусматривает создание инфраструктуры и условий для большого логистического узла в столице региона. Подаче предложения предшествовала большая работа команды специалистов Группы «ВИС» и Ростеха. Сформирована команда квалифицированных проектировщиков, финансистов, строителей и юристов. Просчитаны параметры нового моста, а также возможные социальные и экономические эффекты проекта», – рассказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Проект строительства Ленского моста предусматривает создание инфраструктуры и условий для большого логистического узла в столице региона.
Сергей Чемезов, генеральный директор Госкорпорации Ростех
В Якутии никогда не было мостовой переправы через Лену, по всему течению реки имеется лишь Осетровский мост в Иркутской области. Новый мост обеспечит круглогодичную транспортную доступность для 83% населения республики и позволит соединить широтные транспортные магистрали – Транссибирскую и Байкало-Амурскую с Северным морским путем. В будущем он позволит создать международный транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Также переход свяжет федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически соединит западную и восточную части России от Охотского моря до Иркутской области.
«Поданная частная концессионная инициатива хорошо проработана как с экономической стороны, так и с технической. Есть полная уверенность в том, что заявленные цели и обязательства будут выполнены в полном объеме», – прокомментировал заместитель председателя правительства Якутии Кирилл Бычков.
Компания-концессионер реализует проект на всем жизненном цикле: от проектирования и организации финансирования до строительства и эксплуатации моста. Точная стоимость будет определена по итогам проектирования и прохождения государственной экспертизы. Внебюджетные средства в проекте составят порядка 28,9 млрд рублей. Жизненный цикл проекта – 25 лет. Из них шесть лет отведены на проектирование и строительство и 19 лет на эксплуатацию концессионером.
По своим техническим характеристикам мост через Лену, который будет построен в чрезвычайно суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, не имеет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном мостостроении.
Игорь Снегуров, председатель совета директоров Группы «ВИС»
«Проект очень важен не только для региона, но и в целом для развития транспортной системы России, он полностью отвечает задачам национальных проектов. По своим техническим характеристикам мост через Лену, который будет построен в чрезвычайно суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, не имеет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном мостостроении. Новый инфраструктурный объект даст не только экономические, но и значимые социальные эффекты – повышение транспортной доступности для большей части населения Якутии, создание новых рабочих мест, социальное и экономическое развитие прилегающих территорий и улучшение качества жизни людей», – отметил председатель совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров.
По предварительным оценкам общая протяженность мостового перехода составит более 3 км, а протяженность подходов – около 11 км. Транспортная артерия будет двухполосной с расчетной пропускной способностью до 7 тысяч автомобилей в сутки. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста объем грузоперевозок вырастет до 6 млн тонн, пассажиропоток – до 8 млн человек в год. Совокупный положительный эффект на рост ВРП республики может составить до 3% ежегодно.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев уже провел рабочее совещание по реализации проекта, на котором определены первоочередные задачи. «На наших глазах Ленский мост становится из мечты реальностью, благодаря огромной поддержке президента страны, принятому им политическому решению. Теперь мы со своей стороны должны решить все вопросы по проектированию и началу строительства моста. Сейчас ряд задач стоит перед нашими профильными министерствами и ведомствами, перед муниципалитетами, на территории которых будет вестись строительство», – отметил глава региона. Для более оперативной работы создана межведомственная группа по реализации проекта.
Группа «ВИС» – российский инфраструктурный холдинг. Операционную деятельность ведет с 2000 года. Холдинг инвестирует собственные средства в создание объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры и реализует проекты ГЧП и концессий «под ключ», управляя каждым этапом их жизненного цикла. Компании Группы выступают частными партнерами, структурируют проекты, осуществляют организацию финансирования, строительство и эксплуатацию созданных объектов. Сегодня в рамках холдинга сформированы инвестиционный, транспортный и строительный дивизионы, в стадии оформления дивизионы социальных проектов и проектов в сфере экологии и ТКО.