Комитет Совета Федерации по экономической политике провел расширенное заседание на тему «Правовое регулирование в сфере организации перевозок по заказу: проблемы и пути их решения». Мероприятие прошло в рамках Дней Тверской области в верхней палате парламента.
Министр транспорта региона Андрей Суязов рассказал о реализации областного закона «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом Тверской области», который ввел строгие правила допуска перевозчиков к обслуживанию регулярных автобусных маршрутов.
Однако в процессе реализации закона были выявлены проблемы, которые лишь частично можно решить на уровне субъекта Федерации. Так, некоторые транспортные компании, не способные выполнить требования законодательства, под видом так называемых перевозок «по заказу» осуществляют регулярные перевозки. Формально иной вид деятельности позволяет не соблюдать требования к качеству услуг, при этом возникают значительные сложности при осуществлении контроля за состоянием транспортных средств, квалификацией водителей, соблюдением режима труда и отдыха и т. д.
Между тем, количество межмуниципальных маршрутов, на которых осуществляются перевозки «по заказу» параллельно регулярному автобусному сообщению, продолжает увеличиваться: за последние три года их стало больше на 11 процентов. В связи с этим, по словам Андрея Суязова, в Тверской области предприняли ряд мер, в том числе нормативного характера. Были внесены изменения в закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области», которыми закреплена необходимость согласования с областным Министерством транспорта расположения остановочных пунктов, усилена административная ответственность за различные нарушения в части организации пассажирских перевозок. Кроме того, Управление Федеральной антимонопольной службы признало факт нарушения закона «О защите конкуренции» со стороны перевозчика, работающего «по заказу».
Проверки, проводимые Министерством транспорта Тверской области совместно с Управлением государственного автодорожного надзора и ГИБДД, показали, что недобросовестные участники рынка находят новые возможности для организации регулярных перевозок под видом перевозок «по заказу». «Введение лицензирования перевозок «по заказу», наделение субъектов Федерации по регулированию и контролю за транспортным обслуживанием пассажиров могли бы снять с повестки дня многие вопросы», – считает министр транспорта Тверской области.
Обсудив доклад Андрея Суязова, Комитет СФ по экономической политике рекомендовал включить в перечень лицензируемых видов деятельности перевозки «по заказу». Сенаторы также считают необходимым внести в законодательство изменения, наделяющие органы государственной власти субъектов Федерации полномочиями по регулированию и контролю за перевозками пассажиров в межмуниципальном сообщении, в том числе за перевозками «по заказу».