С 1 октября 2014 года в соответствии с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.
Данная тема обсуждалась сегодня на пресс-конференции в Москве с участием первого заместителя начальника департамента информатизации ОАО "РЖД" Надежды Давыденко и заместителя начальника Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергея Шкляева.
Для координации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, внедрения новых информационных технологий, включая электронный документооборот, ОАО "РЖД" совместно с ФТС России была создана рабочая группа по вопросам совершенствования таможенных операций и таможенных процедур.
- Руководство Федеральной таможенной службы уделяет значительное внимание развитию информационных технологий для совершенствования таможенного администрирования. В настоящее время мы совместно с ОАО "РЖД" ведем активную работу по подготовке к введению обязательного предварительного информирования, - заявил Сергей Шкляев.
По его словам, первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2011 году. Сегодня все участники внешнеэкономической деятельности, заинтересованные в скорейшем прохождении своих товаров через железнодорожные пункты пропуска, имеют возможность предоставлять предварительную информацию через сайт ФТС. В результате к моменту прибытия на пункт пропуска таможенные органы получают все необходимые данные для принятия решений, в частности, о проведении досмотра.
С 1 октября 2014 года грузоотправители должны будут в обязательном порядке предоставлять предварительную информацию о ввозимых грузах через официальный сайт перевозчика – ОАО "РЖД". В тестовую эксплуатацию портал для отправки данных будет запущен в сентябре текущего года.
- Решение об обязательном информировании было принято в сентябре 2013 года, но столь короткие сроки на подготовку к внедрению новой технологии не стали для нас неожиданностью. Работу по внедрению безбумажной технологии обмена документами мы начали еще в 2002 году, и к настоящему времени соглашения об электронном обмене данными, содержащими информацию о перевозимых грузах, подписаны с десятью соседними железнодорожными администрациями, - отметила Надежда Давыденко.
Электронное взаимодействие между таможенными органами и перевозчиком строится на обмене документами в электронной форме между ГВЦ ОАО "РЖД" и ЦИИТУ ФТС России с учетом всех требований по информационной безопасности.
По словам участников пресс-конференции, введение обязательного информирования о ввозимых грузах позволит повысить автоматизацию таможенных процедур и сократить оформление грузов в железнодорожных пунктах пропуска.
Технологические и технические решения, которые будут применяться для предварительного информирования, идентичны уже опробованным в течение последних двух лет активного электронного сотрудничества между таможней и железной дорогой.
Напомним, в 2011 году после подписания совместного Плана основных мероприятий по организации электронного взаимодействия между ФТС России и ОАО "РЖД" для координации вопросов взаимодействия была создана рабочая группа по вопросам совершенствования таможенных операций и таможенных процедур под руководством вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева и заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова.
В ходе работы были изданы два приказа №1490 от 24.07.2012 "Об утверждении временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории таможенного союза" и №444 от 11.03.2013 "Об утверждении временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на территорию Таможенного союза".
В результате их применения на пилотных объектах время проведения таможенных процедур за счет обработки информации в электронном виде значительно сократилось. Если ранее среднее время совершения таможенных операций составляло 120-200 минут, то с учетом электронного обмена данными оно сократилось до 60-90 минут, а в отдельных случаях, при оформлении однородных категорий товаров, – до 15-35 минут.