Согласно распоряжению Правительства РФ компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (основана совместно Госкорпорацией Ростех и РТ-Инвест) назначена концессионером, который создаст и будет обслуживать систему взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства 3 сентября 2014 года.
Проект направлен на то, чтобы компенсировать ущерб, причиняемый большегрузными автомобилями федеральным трассам и не возмещаемый за счет действующих налогов. Его реализация позволит финансировать ремонт автодорог за счет тех пользователей, которые наносят им основной урон.
В распоряжении Правительства Российской Федерации № 1662-р (подписано 29 августа 2014 года), в частности, говорится, что с проектной компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы» будет заключено концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. По условиям соглашения концессионер должен обеспечить полный цикл создания системы взимания платы, включающий проектирование, создание, ввод в эксплуатацию и модернизацию системы. Полномочия концедента от имени Российской Федерации будет осуществлять Росавтодор. Срок действия соглашения составляет 13 лет и может быть продлен по соглашению сторон.
Система взимания платы представляет собой комплекс организационных мероприятий, программных и аппаратных средств, таких как средства видеонаблюдения и регистрации, средства спутникового позиционирования на основе ГЛОНАСС/GPS и др. Система позволит осуществлять сбор платы с помощью идентификации и обработки данных об автомобиле, а также вычисления пройденного расстояния и списания денежных средств со счета владельца.
В реализации этого масштабного проекта примут участие компании Ростеха. Предприятия Госкорпорации обладают необходимой технологической базой, инфраструктурой, кадрами и опытом для реализации проекта подобного масштаба и сложности. Партнерами по производству части оборудования выступят предприятия, входящие в холдинги «Росэлектроника» и «Объединенная приборостроительная корпорация». В качестве технологических партнеров (в том числе в части создания программного обеспечения) рассматриваются другие перспективные российские компании. Для реализации проекта будет создан технологический консорциум, состоящий из российских компаний.
Компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» готова обеспечить разработку отечественного программного обеспечения и локализацию необходимых иностранных компонентов, включая получение права собственности на исходные коды, приоритетное использование российского оборудования, защиту в необходимом объеме всей информации и данных, содержащихся в системе.
Проект будет реализован исключительно на внебюджетные средства. Согласно условиям соглашения источником финансирования на 100% являются собственные и (или) заемные средства концессионера. Капитальных вложений со стороны государства не потребуется.
Развитие в Российской Федерации СВП на основе отечественных технологий позволит создать эффективный конкурентоспособный продукт с хорошим экспортным потенциалом. Наработанные Госкорпорацией Ростех каналы продаж позволят вывести его на рынки Таможенного союза, стран Азии, Африки, Латинской Америки и других государств.
Система взимания платы охватит все федеральные трассы России. Тариф составит 3,75 рубля за 1 км. Собранные средства будут перечисляться в федеральный дорожный фонд для финансового обеспечения дорожной деятельности. По расчетам Росавтодора, поступления составят около 50 млрд рублей в год. Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составит 10 610 млн рублей в год.
Российский проект по созданию системы взимания платы является самым крупным в мире на сегодняшний день. Создаваемая система уникальна и не имеет аналогов в мире как по протяженности автомобильных дорог – около 51 тыс. км, так и по количеству пользователей – более 1 млн 777 тыс. грузовиков массой свыше 12 тонн. Кроме того, запускается в рекордные сроки – планируемая дата введения в эксплуатацию 15 ноября 2015 года.
Реализация проекта будет способствовать развитию дорожной сети, а это является важным фактором роста национальной экономики. Внедрение данной системы должно оказать положительное влияние на улучшение качества дорог, строительство новых трасс, а также новой придорожной инфраструктуры. Это приведет к снижению аварийности и улучшению экологической ситуации. При этом нагрузка на федеральный бюджет будет снижаться.
Большегрузный транспорт наносит дорогам основной ущерб – 56%, по данным ФГУП НИИАТ. Воздействие одного грузового автомобиля на дорожное покрытие в среднем эквивалентно воздействию 25–30 тыс. легковых. А к 2030 году, согласно Транспортной стратегии Минтранса РФ, объем грузовых автомобильных перевозок увеличится еще на 54%. Большинство стран для финансирования автодорожной сферы используют принцип «пользователь платит».
«РТ-Инвест» создана в 2012 году при участии Госкорпорации Ростех. Компания осуществляет прямые инвестиции на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе через создание и управление инвестиционными фондами. «РТ-Инвест» преимущественно инвестирует в быстрорастущие компании в секторах передовых индустриальных технологий, сфере обращения с отходами, информационных систем и транспортной телематики, производства строительных материалов.