ТОННАМЕТР

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ТОННАМЕТР » БИЗНЕС-КЛУБ » ФИНАНСЫ, СТРАХОВАНИЕ, ТАМОЖНЯ, ЗАНЯТОСТЬ » Проект госпрограммы по развитию промышленности.


Проект госпрограммы по развитию промышленности.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Общие сведения
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 ноября 2010 года № ВП-П13-8165. Программа направлена на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке.
Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и описывает систему мер промышленной политики преимущественно для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность. Кроме того, в Программу включены мероприятия по выполнению международных обязательств по уничтожению запасов химического оружия, развитию системы технического регулирования и стандартизации, а также направления государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые не вошли в иные государственные программы в сфере ОПК, разрабатываемые Министерством.
Государственная политика в сфере реализации государственной программы
Трансформация промышленности в период после распада СССР происходила неравномерно. Отрасли, ориентированные на мировые рынки, восстанавливались быстрыми темпами, интегрировались в мировую хозяйственную систему, привлекали капитал для обновления основных фондов и внедряли передовые технологии управления производством и корпоративного менеджмента.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, прошли этап глубокой реструктуризации и в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в последние десять лет в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Большая группа отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос (прежде всего, машиностроение), оказалась наиболее уязвимой: закрытый характер советской хозяйственной системы затруднил вывод на мировой рынок продукции машиностроения, поскольку она не была интегрирована в систему международных стандартов и технологических фаз; с другой стороны, длительный инвестиционный цикл в этих отраслях и относительно невысокая рентабельность крайне затрудняла доступ к рынку капитала и препятствовала обновлению технологической базы.
В начале 2000-х годов стало очевидно, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности и обеспечить реализацию конкурентных преимуществ на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, для развития этого важнейшего сектора экономики, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровень необходимо выработать государственную промышленную политику, определяющую национальные цели и приоритеты в сфере промышленности, сформировать стратегии развития отраслей промышленности и инструменты их реализации.
Данная задача стала определяющей в течение последующих семи лет, когда были сформулированы основные положения государственной промышленной политики, разработан и принят комплекс стратегических документов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые определили цели, задачи и направления развития промышленного комплекса страны. Для определения приоритетов развития отдельных отраслей промышленности были разработаны отраслевые стратегии, содержащие меры государственного регулирования, и целевые показатели, которые учитывают особенности отраслевого развития. Отраслевые стратегии и федеральные целевые программы, развитие являются не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляют собой результат выработки согласованного взгляда государства, бизнеса и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться та или иная отрасль промышленности.
Ключевыми документами, определившими политику государства в сфере развития промышленного потенциала являются указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной социально-экономической политике в Российской Федерации», а также отраслевые стратегические документы.
Указанные программные документы представляют собой комплексное описание сферы реализации настоящей государственной программы и увязаны как между собой, так и с положениями Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 1121-р).
Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам можно отнести следующие: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.
Конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности, безусловно, зависит от макроэкономической конъюнктуры, прежде всего, от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений. Вместе с тем проблемы развития промышленных компаний обусловлены внутренними факторами: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации.
Выход государства из капитала промышленных компаний, в том числе с использованием таких форм как публичное размещение акций в России и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских предприятий в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов-лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом, выход государства из капитала промышленных компаний приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственной заказ повысит бюджетную эффективность.

Мировые тенденции развития промышленности и перспективные задачи промышленной политики в России
Глубокая трансформация промышленности в России происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе, где за последние двадцать лет произошли кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов.
Вступление России в ВТО, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза, формирование экономических регионов на Дальнем Востоке и на западных границах Российской Федерации создают новые возможности для промышленных компаний. Вместе с тем, интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы.
В таких условиях дальнейшая подпитка обрабатывающих отраслей инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный органический рост и постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду становится не возможной. Необходимо стимулировать интенсивный рост, быстрое обновление технологической базы там, где нет смысла воспроизводить готовые технологические решения, ориентировать промышленность на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира.
Вступление России в ВТО предполагает изменение арсенала инструментов государственной поддержки, акцент перемещается в сферу поддержки спроса, развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе, на выравнивание макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики. В этом ряду важное значение имеет создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования.
Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат предприятий. Финансирование должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. Меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.
Вышеперечисленные факторы должны лечь в основу новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности. Необходимо отметить, что все перечисленные преимущества российской экономики были учтены при разработке настоящей государственной программы.
Мировая экономика стоит на пороге нового индустриального цикла, который приведет к реструктуризации всей структуры отраслей промышленности, сложившейся в основном во второй половине 20 века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности будет происходить по четырем основным направлениям.
Во-первых, индустрия переходит к управлению жизненным циклом продукта, когда на этапе проектирования должны закладываться параметры и расходы, связанные с обслуживанием, а затем и с выведением продукта из эксплуатации. Во-вторых, сам процесс проектирования и инжиниринга будет строиться на основе программных технологий и компьютерного моделирования. Фактически речь идет о полной автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе. Третий аспект технологической революции – использование производств и материалов нового поколения. В настоящее время в мире все большее распространение получает идея создания материалов под конкретный продукт. Четвертым аспектом, является развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред" (умные дороги, умные сети, умные производства).
Переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности – одна из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития государственной программой предусмотрен ряд основных мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.
Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, формирование системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
Развитие межотраслевых технологий прежде всего предполагается в рамках реализации направлений федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2013-2016 гг. Данная программа направлена на обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Достижение целей программы и ее подпрограмм предполагает создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы заложен отраслевой принцип со следующими критериями определения приоритетов по типу рынков:
Новые рынки (не существующие или незначительные по объему, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы):
композиты;
редкоземельные материалы;
биотехнологические продукты и биополимеры (Комплексная программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года);
Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор:
автомобильная промышленность;
легкая промышленность;
народные художественные промыслы.
Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос:
металлургия;
химический комплекс;
тяжелое машиностроение;
транспортное машиностроение;
энергомашиностроение;
станкостроение;
лесная промышленность;
сельскохозяйственное машиностроение;
машиностроение специализированных производств.

Цели и задачи государственной программы

Стратегической целью государственной программы является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.
Государственная программа в соответствии с определённой выше системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение следующих задач:
Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи:     
·                   опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;
·                   снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.
Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, необходимо решить следующие задачи:
стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;
поэтапное сокращение объёмов прямого государственного финансирования отраслей;
фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.
Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения двух ключевых задач:
обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;
стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;
стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;
координация программ технологического развития отраслей; промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.
Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.
В сфере технического регулирования основной задачей является гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.

Итоги реализации подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ

Итогом реализации подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ станет достижение следующих результатов:
Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкоземельные металлы, продукция промышленной биотехнологии) будет создана полноценная инфраструктура, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей; созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.
Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение) будет повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объёмов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.
Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станко-инструментальная промышленность и др.) проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
Положительное системное воздействие на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности окажет разработка технических регламентов и национальных стандартов, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий.
Результатом реализации программных мероприятий в ОПК станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.
Важным результатом будет выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении по срокам, показателям и объемам в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

Степень достижения стратегической цели и решения тактических задач можно оценить с помощью комплекса индикаторов:
·                   индекс роста объемов производства;
·                   динамика производства;
·                   индекс роста производительности труда;
·                   доля обрабатывающих отраслей промышленности в ВВП страны;
·                   индекс роста инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности;
·                   доля российского экспорта обрабатывающих производств (кроме нефтепродуктов) в мировом экспорте товаров;
·                   уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.
Представленные показатели направлены на обеспечение достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной политике»:
а) создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП
к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 годку до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 годe.

Сроки и этапы реализации государственной программы

Реализация госпрограммы рассчитана на 2012-2020 гг. в два этапа: первый – 2012-2015 гг., второй – 2016-2020 гг.
Таким образом, к концу 2015 года должен быть завершен контрольный этап, результаты которого позволят оценить степень реализации основных мероприятий госпрограммы, а также оптимально скорректировать приоритеты государственной промышленной политики в долгосрочной перспективе и выбрать адекватные инструменты их реализации.
Выбор 2015 г. в качестве ключевого рубежа обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в 2015 г. завершается реализация ряда отраслевых стратегий и федеральных целевых программ, соответственно, необходима синхронизация отчетных периодов госпрограммы и ключевых программных и стратегических документов, лежащих в ее основе, для получения целостного представления о промежуточных итогах реализации промышленной политики.
Во-вторых, именно в 2015 г. завершится трехлетний бюджетный цикл реализации государственной программы, который начнется в 2013 г. В целом, согласно принятым отраслевым стратегиям к 2015-2020 гг. отечественный промышленный комплекс должен не только существенно повысить конкурентоспособность традиционных товаров, но и выйти на рынок с качественно новыми, прорывными продуктами.

Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы
Каждая из подпрограмм имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целью и задачами государственной программы и подкрепленных конкретными комплексами мероприятий, которые реализуются в рамках соответствующих ведомственных целевых программ.

Подпрограмма 1. Автомобильная промышленность.
Основное мероприятие 1.1. Стимулирование развития российских организаций автомобилестроения.
Основное мероприятие 1.2. Стимулирование обновления парка автотранспортных средств.
Основное мероприятие 1.3. Защита российского автомобильного рынка от импорта новых и подержанных автомобилей, а также автомобилей, не отвечающих требованиям действующих технических регламентов Российской Федерации.
Основное мероприятие 1.4. Поддержание устойчивого спроса на продукцию предприятий российского автомобилестроения.

Подпрограмма 2. Сельскохозяйственное машиностроение.
Основное мероприятие 2.1. Стимулирование развития организаций сельскохозяйственного машиностроения.

Подпрограмма 3. Машиностроение специализированных производств.
Основное мероприятие 3.1. Поддержка предприятий машиностроения специализированного оборудования
Основное мероприятие 3.2. Стимулирование создания современных подшипниковых производств.

Подпрограмма 4. Легкая промышленность и народные художественные промыслы.
Основное мероприятие 4.1. Стимулирование развития организаций легкой и текстильной промышленности.
Основное мероприятие 4.2. Поддержка производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Подпрограмма 5. Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса.
Основное мероприятие 5.1. Обеспечение разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.
Основное мероприятие 5.2. Адресная финансовая поддержка организаций оборонно-промышленного комплекса.
Основное мероприятие 5.3. Развитие кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса.
Подпрограмма 6. Транспортное машиностроение.
Основное мероприятие 6.1. Стимулирование развития организаций транспортного машиностроения.
Основное мероприятие 6.2. Стимулирование обновления парка железнодорожного подвижного состава.
Основное мероприятие 6.3. Создание и организация производства в Российской Федерации дизельных двигателей и их компонентов нового поколения.

Подпрограмма 7. Станкоинструментальная промышленность.
Основное мероприятие 7.1. Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности.
Основное мероприятие 7.2. Развитие интегрированных структур и системных интеграторов в российском станкостроении
Основное мероприятие 7.3. Развитие российской промышленности наукоемких комплектующих изделий и средств автоматизации для станкостроения

Подпрограмма 8. Развитие российского тяжелого машиностроения.
Основное мероприятие 8.1. Горнодобывающее и горно-перерабатывающее машиностроение
Основное мероприятие 8.2. Металлургическое машиностроение
Основное мероприятие 8.3. Нефтегазовое машиностроение
Основное мероприятие 8.4. Подъемно-транспортное машиностроение

Подпрограмма 9. Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения.
Основное мероприятие 9.1. Силовая электротехника.
Основное мероприятие 9.2. Энергетическое машиностроение.

Подпрограмма 10. Металлургия.
Основное мероприятие 10.1. Стимулирование повышения качества и конкурентоспособности металлопродукции.
Основное мероприятие 10.2. Стимулирование технического перевооружения модернизации предприятий металлургического комплекса.
Основное мероприятие 10.3. Стимулирование ресурсо- и энергосбережения в отрасли.

Подпрограмма 11. Лесопромышленный комплекс.
Основное мероприятие 11.1. Стимулирование развития организаций лесопромышленного комплекса.

Подпрограмма 12. Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений.
Основное мероприятие 12.1. Развитие системы технического регулирования и стандартизации.
Основное мероприятие 12.2. Обеспечение единства измерений и развитие эталонной базы.
Основное мероприятие 12.3. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации.
ВЦП «Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе, первичных) эталонов единиц величин»

Подпрограмма 13. Обеспечение реализации государственной программы.
Основное мероприятие 13.1. Обеспечение международных обязательств.
Основное мероприятие 13.2. Исследования и сопровождение инновационных проектов.
Основное мероприятие 13.3. Обеспечение деятельности организаций.
Основное мероприятие 13.4. Оплата труда, закупки, иные выплаты.

0

2

Общественный совет одобрил проекты госпрограмм, разработанные Минпромторгом РФ.








1 октября 2012 г. глава Минпромторга России Денис Мантуров открыл очередное заседание Общественного совета по обсуждению итоговых резолюций по проектам государственных программ.
«Перед российской промышленностью стоит задача модернизации существующих мощностей и создания новых производств на основе современных технологических принципов. Мы должны своевременно войти в следующий индустриальный цикл, который приведет к масштабной реструктуризации традиционных секторов промышленности. Государственные органы также должны быть готовы к этому  коренному сдвигу. Причем один из ключевых моментов нового технологического уклада для государства – это открытость в определении стратегических приоритетов развития. Поэтому открытое обсуждение таких основополагающих документов, как госпрограммы, крайне важно для нас» - заявил Министр Денис Мантуров.
На заседании были представлены резолюции по итогам проведения общественных обсуждений проектов пяти государственных программ по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности,  развитию судостроительной, фармацевтической и медицинской промышленности, а также по развитию электронной, радиоэлектронной и авиационной промышленности.
«Все пять программ ориентированы, прежде всего, на создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности, которая способна была бы к эффективному саморазвитию»,- отметил статс-секретарь - заместитель главы Минпромторга России Игорь Караваев.
В рамках проекта государственной программы «Развитие  промышленности и повышения ее конкурентоспособности» Минпромторг России разработал концепцию для максимально эффективного использования государственных инвестиций.
По словам директора Департамента стратегического развития Василия Осьмакова: «Основными аспектами при переходе российской промышленности на новый технологический уровень являются тематика композиционных материалов, технологические элементы, станкостроение и инжиниринг в целом».
В ходе обсуждения резолюции по «Развитию судостроительной промышленности», участники заседания отметили, что по данному проекту государственной программы у представителей общественности не возникло никаких разногласий.
«В судостроении запущены все механизмы, которые обеспечивают развитие отрасли. Основным направлением является освоение континентального шельфа» - сообщил директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Леонид Стругов.
Кроме того, было отмечено, что с принятием Федеральной целевой программы по «Развитию фармацевтической и медицинской промышленности» отрасль вышла на более высокий уровень.
Как сообщил председатель совета директоров  ЗАО «Р-Фарм» Алексей Репик: «Настал момент, когда программа может быть смещена с курса базового размещения на  инновационное развитие в целях достижения глобальной  конкурентоспособности. Большой упор делается на расширение глобального партнерства и привлечение иностранных глобальных компаний в области развития медицинской промышленности».
Проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности»  создавался с целью формирования конкурентоспособной отрасли. По мнению участников Общественного совета, проект должен учитывать все нововведения, происходящие в отрасли до 2025 года.
По проекту государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», который создавался в интересах обеспечения национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации, участниками Общественного совета были вынесены предложения более подробно прописать взаимодействия отраслевых предприятий с российскими ВУЗами по подготовке кадров.
По итогам заседания Общественного совета при Минпромторге России единогласно было принято решение одобрить все представленные на общественное обсуждение проекты государственных программ. Итоговые резолюции будут представлены на очередном заседании Правительства.

Справочно:
В Общественной палате РФ в период с 3 по 13 сентября 2012 г. совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, Общественного совета и Союза машиностроителе й была организована серия круглых столов по обсуждению проектов государственных программ Минпромторга России. В работе круглых столов принимали участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, частного сектора и сферы образования.

0

3

Госпрограмма "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" утверждена.






Распоряжение от 27 декабря 2012 г. №2539-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

2. Минпромторгу России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев


Ответственным исполнителем государственной программы является Минпромторг России. Участниками программы определяются Минобрнауки России, Минфин России, Минобороны России, Росстандарт и Росжелдор.

В программу включено 17 подпрограмм:

- «Автомобильная промышленность»;

- «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность»;

- «Машиностроение специализированных производств»;

- «Лёгкая промышленность и народные художественные промыслы»;

- «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса»;

- «Транспортное машиностроение»;

- «Станкоинструментальная промышленность»;

- «Тяжёлое машиностроение»;

- «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение»;

- »Металлургия»;

- «Лесопромышленный комплекс»;

- «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений»;

- «Химическая промышленность»;

- «Конструкционные и функциональные композиционные материалы нового поколения»;

- «Технологии редких и редкоземельных металлов»;

- «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт»;

- «Обеспечение реализации государственной программы».

Кроме того, программно-целевым инструментом реализации программы определяется федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
Целью программы определено создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.

Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи:

- опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

- снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, предусмотрено решение следующих задач:

- стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

- поэтапное сокращение объёмов прямого государственного финансирования отраслей;

- фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

В части поддержки отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, предусмотрено решение следующих задач:

- обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

- стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

- обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;

- стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

- координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого секторов экономики.

Ключевой задачей развития оборонно-промышленного комплекса является повышение эффективности использования производственного потенциала для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений предусмотрено решение следующих задач:

- создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

- совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;

- обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

- недопущение научного и технологического отставания Российской Федерации от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета.

Целевыми ориентирами отражённых в программе мероприятий являются показатели, достижение которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а именно:

создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% – к 2018 году;

увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году.

Реализация мероприятий программы должна обеспечить достижение соответствующих целевых показателей Стратегии инновационного развития на период до 2020 года:

- коэффициент изобретательской активности (пункт 10 приложения №3 к Стратегии);

- интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (пункт 13);

- совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (пункт 18);

- экспорт российских высокотехнологичных товаров (пункты 36–38);

- внутренние затраты на исследования и разработки (пункт 42).

Программой предусмотрена её реализация в период до 2020 года в два этапа: первый – до 2015 года, второй – 2016–2020 годы.

Для достижения поставленных в программе целей на период до 2020 года предусмотрено финансирование в объёме 3513,7 млрд рублей, из них: средства федерального бюджета – 228,2 млрд рублей; средства государственных внебюджетных фондов – 207,5 млрд рублей; средства юридических лиц – 3078,0 млрд рублей.

Объём финансирования из федерального бюджета в 2013-м, 2014-м и 2015 году составляет соответственно 55,5 млрд рублей, 51,5 млрд рублей и 35,1 млрд рублей.

Результатами реализации программы должны стать:

создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные,
промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечение локализации в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций; формирование эффективной системы поддержки спроса на продукцию новых отраслей (для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции – композитные материалы, редкие и редкоземельные металлы);

повышение конкурентоспособности предприятий, расширение ассортимента и рост объёмов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу (для отраслей, ориентированных на потребительский рынок, прежде всего автомобилестроение);

модернизация технологической базы, приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственных мощностей, формирование потенциала для развития на мировых рынках за счёт повышения производственной эффективности и энергоэффективности, рост производительности труда за счёт использования передовых технологий и современного оборудования (для отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос – тяжёлое машиностроение, станкоинструментальная промышленность);

повышение конкурентоспособности промышленности в целом за счёт разработки технических регламентов и национальных стандартов, которая будет способствовать устранению технических барьеров в торговле
путём гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными стандартами, а также увеличению количества разработанных, внедрённых и запатентованных технологий (уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 48%, в 2020 году – 56,5%).

Для достижения поставленных в программе целей на период до 2020 года предусмотрено финансирование в объёме 3513,7 млрд рублей, из них: средства федерального бюджета – 228,2 млрд рублей; средства государственных внебюджетных фондов – 207,5 млрд рублей; средства юридических лиц – 3078,0 млрд рублей.

Таким образом, доля бюджетного финансирования предусмотренных программой мероприятий составляет 7,4%. Доля государственного финансирования с учётом государственных внебюджетных фондов составляет 14,2%.

При этом реализация программы позволит достигнуть показателей социально-экономического развития, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

0


Вы здесь » ТОННАМЕТР » БИЗНЕС-КЛУБ » ФИНАНСЫ, СТРАХОВАНИЕ, ТАМОЖНЯ, ЗАНЯТОСТЬ » Проект госпрограммы по развитию промышленности.


Яндекс.Метрика