А
АВТОНОМНОСТЬ длительность плавания без пополнения запасов.
АЗИМУТ (астронавигация) угол между северной частью плоскости истинного мередиана наблюдателя и вертикалом светила.
АКВАТОРИЯ участок водной поверхности.
АНКЕРОК бочеёнок без крана для пресной воды. Внутри к пробке подвешен стакан
АНТИЦИКЛОН область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в с Северном полушарии (в Южном - против).
АПСЕЛЬ бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кээчах, иолах).
АРМОЦЕМЕНТ (фероцемент) разновидность железобетона с высокой степенью армирования, конструкционный материал для постройки яхт и судов.
АУТРИГЕР 1.Боковой поплавок на судах типа проа". 2.Выстрел полурей с нокомпяткой на шарнире у мачты, для отвода брасов от вант. (см.выстрел).
АХТЕРПИК крайний кормовой, нежилой отсек яхты.
АХТЕРШТАГ снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму
АХТЕРШТЕВЕНЬ кормовой элемент продольного набора копуса яхты, вертикально или с наклоном скрепленный с килем
Б
БАБОЧКА - способ несения парусоа на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отноше-нию к кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.
БАК - надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек).
БАКАН(БАКЕН) - плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый на якоре на границе фарватера или судового хода, преимущественно на реках.
БАКС - штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.
БАКШТАГ- 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлениемлинией ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см. ватер-бакштаги 180*.
БАКШТОВ - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления (взятия на бакштов) другого судна.
БАЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необхо
БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т.д.).
БАЛЛЕР - конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.
БАЛУН - передний, дополнительный, полно-скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения-гнуя, дрифтер, ричер.
БАЛЯСИНА -ступенька в виде точеного рейка.
БАНКА - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
БАНТ - поглоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления в местах пробивки риф-люверсов.
БАР - 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в прибрежных районах.
БАРБАРА - дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе.
БАРХОУТ - утолщенный пояс наружней обшивки в районе ватерлинии.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими.
БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45*, полный-больше 60*.
БЕЙФУТ - 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления рея или гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой ракс-бугельё, если гик (гафель) имеет усы.
БЕНЗЕЛЬ- перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.
БЕРМУДСКИЙ ПАРУС- прямоугольный, треугольный, косой косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет идти яхте в бейдевинд.
БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
БИЗАНЬ- нижний косой парус на бизань-мачте.
БИЗАНЬ-МАЧТА-к кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кеэче).
БИМС- подпалубная балка поперечного набора корпуса яхты.
БИТЕНГ-металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов.
БЛИНД- прямой парус, ставившийся на старинных парусниках под бушпритом.
БЛИНДОУС- распорный шест для отклонения бакштагов.
БЛОК- шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи.
БЛУПЕР(БИГБОЙ)- вспомогательный, косой, летучий, пузатый" парус, поднимаемый с подветра от спинакера.
БОКАНЦЫ-небольшие выстрелы на баке для выноса фока-галсов или выстрелы наБОКАНЦЫ- небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов.
БОН- закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или дру-гих специальных целей (заграждение, переправа и т.д.).
БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря.
БОРГ- снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей.
БОРДСЭЙЛИНГ- плавание на доске под парусом (виндсэрфинг, виндгляйдер и т.д.).
БОРТ- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.
БОРТОВЫЕ ОГНИ- судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный).
БОУТ- усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок, перетирания, пробивки (вшивания) лю-версов, кренгельсов, гатов.
БРАМ-СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
БРАНДЕР-ЩИТ- вертикальный щит, закрывающий основной вход в каюту яхты.
БРАС- снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика или рея и служащая для их разворота в горизонтальной плоскости и удержания под нужным углом.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке.
БРЕШТУК- связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.
БРИДЕЛЬ- якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т.д.).
БРИЗ- ветер в прибрежных районах, который в течении суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море).
БРИФОК- четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной, поднимаемый на передней мачте на брифок-рее. В отличии от фока, брифок не привязывают к рею.
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы.
БРОЧИНГ - явление полной потери управляемости при попутнных ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.
БРЮКАНЕЦ - защитный зонт из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, прерпятствующий попаданию воды в корпус яхты.
БУГЕЛЬ - железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления или соединения составных частей.
БУЕР - 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое голландское судно прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным вооружением и шверцами.м и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках для скольжения по льду, снежному насту.
БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных мест, а также для указания осей, сторон, и поворотов рекомендованных фарарватеров. 2.Плавучесть, соединенная через буйреп с мертвым якорем. Используется для швартовки яхт.
БУЙРЕП - 1.Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2.Трос с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря, и, по необходимости, для облегчения его отрыва от грунта.
БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом к буксиру).
БУКСИРОВОЧНЫЙ ОГОНЬ - желтый огонь на корме буксирующего судна.
БУЛЬБОКИЛЬ - консрукция плавникового яхтенного киля с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтеканемой формы.
БУЛИНЬ - 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого паруса, служащий для регулировки профиля паруса. 2.Снасть для выноса вперед наветренной, боковой шка-торины прямого паруса.
БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.
БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.
БУШПРИТ- горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа яхты и служащее для выноса штагов и галсовых углов кливеров.
БЫК-ГОРДЕНЬ- см.Гордень.
В
ВАНТЫ-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса.
ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.
ВАТЕРВЕЙС- 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов.
ВАТЕР-ВУЛИНГ - скрепление бушприта с водорезом (тросовое, цепное и т.д.).
ВАТЕРЛИНИЯ- 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты и разделя- ВАТЕРЛИНИЯ - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
ВАТЕР-ШТАГ- снасть стоячего такелажа, раскрепляющая бушприт книзу (форштевню).
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВАХТА)- основной вид дежурства на судах, обеспечивающий их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал.
ВЕЛЬПСЫ- рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса.
ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ- продольный стержень якоря.
ВЕРП- вспомогательный, завозной якорь на судне.
ВЕРПОВАНИЕ- передвижение посредством подтягивания к верпу, который завозят в нужное место на шлюпке.
ВЕРТИКАЛ(светила)- большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит, надир, и светило.
ВЕРТЛЮГ- 1. Креуговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп).
ВЕХА- плавучий знак навигационной обстановкиё, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры.
ВЗЯТИЕ РИФОВ - Уменьшение площади парусаё для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гикёе, а для прямых парусов - путем увязывания верхней части паруса к рею.
ВИНДГЛЯЙДЕР, ВИНДСЕРФИНГ- см. бордсэйлинг.
ВИНДЗЕЙЛЬ- поворотнаяё, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе.
ВОДОРЕЗ- передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
ВООРУЖЕНИЕ ПАРУСНОГО СУДНА- совокупность парусовё, рангоутаё, такелажаё, палубных механизмов и дельных вещейё, предназначенных для постановкиё, уборки и управления парусами. Различается два основных вида парусного воооружения: косое- с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса ё и прямое-с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.
ВОССТАНОАВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА (КАТАМАРАНА)- подъем швертбота (катамарана) на ровный кильё, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль.
ВУЛИНГ- 1. Шлаги троса, положенные тесноё, рядом друг с другом на однодревковой мачте для ее укрепления. 2. См. ватер-вулинг.
ВЫБИРАТЬ- подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить.
ВЫБЛЕНКА- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел.
ВЫМБОВКА- деревянный рычаг для вращения шпиля вручную.
ВЫПИНГ- волновая вибрацияё, неустановившиеся упругие колебания корпусаё, вызываемые ударами днища и бортов о воду - слемингом и накатом воды на палубу.
ВЫСОТА СВЕТИЛА- угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило.
ВЫСТРЕЛ- рангоутное деревоё, упирающееся в другое рангоутное деревоё, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа. См. так же - аутригер.
Г
ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.
ГАК- крюк, служащий для подъёма или закрепления груза.
ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя.ная для стоянки судов.
ГАК- крюкё служащий для подъема или закрепления груза
ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна от раковины до планширя.
ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ- буксировочный огонь (желтый)ё, выставляемый на корме буксирующего судна.
ГАЛС- 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру. Различают правый и левый галсыё, по названию бортаё, в который дует ветер. 2. Снасть,ё талиё, с по-мощью которыхой удерживается нижнийё, наветренный угол паруса- галсовый.
ГАЛФВИНД- курс относительно ветраё ,когда угол между ДП яхты и направлением ветра составляет 90* (полветра).
ГАЛЬЮН- 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая гальюном на старинных парусных судах.
ГАЛЬЮННАЯ ФИГУРА- носовое украшение (скульпрура) на парусниках.
ГАНДИКАП- коэффициент или измеряемая в секундах величинаё, используемые для сравнительной оценки результатовё показанны, показанных в гонках х в гонках яхтами с различны-ми гоночными баллами.
ГАРДЕЛЬ- снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей.
ГАТ- отверстие в парусеё, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастейё, размещения шкивов и т.д.
ГАФЕЛЬ- наклонное рангоутное деревоё, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусовё, а также для крепления шкотовых углов топсе-лей. Паруса, поднимаемые на гафелеё, называют- гафельнымиё, а оснастку суд-на с такими парусами - гафельным вооружением.
ГЕЛЬМПОРТ- вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается (водонепроницаемо) гелмпортовая трубаё, в которой и завешивается баллер руля.
ГЕНУЯ- большойё, широкий стаксель со шкотовым угломё, заходящим за мачту яхты.
ГИК- горизонтальное рангоутное деревоё, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого поруса и носит его название ( грота-гикё, бизань-гик и т.д.). Оснащается : гика-шкотомё, топенантомё, оттяжкой гикаё, завал-талями. Для рас-тягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкотё, бизань-шкот и т.д.)ё, а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гикё, кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага. См. также спинакер-гик.
ГИНИ- тали с увеличенными размерами блоковё, числом шкивов и толщиной лопарей. Гиниё, как минимумё, имеют два трехшкивных или двух- и трехшкивный блоки.
ГИТОВЫ- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке.
ГЛАГОЛЬ-ГАК- откидной гакё, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи.
ГЛИССИРОВАНИЕ- режим движения яхтыё, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается а корма оседаетё, скороть хода при этом увеличиваетя (судно выходит на глиссирование).
ГОЛАНИТЬ- придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных движений кормового весла.
ГОНГ- металлическое устройство в форме тарелки для подачи звуковых сигналов.
ГОЛИК- плетеная топовая фигура на вехе.
ГОНКИ- соревнования яхт. Разделяются на классные гонки - для яхт одного класса (или с равными гоночными баллами) и гадикапные - с раличными гон. баллами.
ГОНОЧНЫЕ ЯХТЫ- парусные яхты предназначенные для участия в гонках. Подразделяются на яхты международногоё, олимпийского и национальных классов.
ГОНОЧНЫЙ БАЛЛ- величинаё, выражаемая в метрах или футах и обозначающая скоростной потенциал - гоночную силу" яхты. Получается в результате обмера корпусаё, парусов и расчета по специальным формулам.
ГОРДЕНЬ- 1. подъемное приспособлениеё состоящее из закрепленного одношкивного блока и пропущенного через него троса (шкентеля). 2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого паруса к рею. Горденьё, подтягива-ющий парус за середину шкаториныё, называется бык-гордень.
ГРЕП- нижняя часть водореза.
ГРОТ- косой парусё, поднимаемый на грот-мачте (в корму) яхты с косым вооружениемё, или прямойё, самый нижний парус на грот-мачте яхты с прямым вооружением.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа и последующиеё, кроме кормовойё, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или втораяё, при равной высотеё. на двухмачтовом судне; мачтаё, если она - одна.
ГРОТА-ШКОТ- снастьё, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
ГРУНТОВ- отрезок тросаё, крепящий по походному шлюпку на шлюп-балках .
Д
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ- максимальное расстояниеё на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическуюё, оптическую и метеорологичес-кую дальности видимости.
ДЕВИАЦИЯ- (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стстрелки, картушки) компаса от направления магнитного меридиана под дейстствием собственного магнитного поля судна.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом, цисцернами и т.д.
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ- общее название некоторых съемных элементов оборудования на яхте (иллюминаторы, двери, трапы, леерные стойки, скобы, блоки и т.д.).
ДИНГИ- тип гоночного швертбота-одиночки (экипаж - 1 человек).
ДП- диаметральная плоскость (яхты).
ДИРИК-ФАЛ- снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания гафеля под углом.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ДОБИРАТЬ- см. выбирать.
ДРЕК- шлюпочный якорь.
ДРЕКТОВ- якорный канат шлюпочного якоря.
ДРЕЙФ- снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа , заключённым между кильватерной струей (линией пути) и ДП яхты.
Ж
ЖВАКА-ГАЛС- специальное устройство или узел крепления коренного конца якорного каната (цепи) на судне.
ЖИВУЧЕСТЬ- способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.
З
ЗАВАЛ-ТАЛИ- снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.
ЗАЛОЖИТЬ- 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)- продолжительное движение одним галсом.
ЗЕНИТ- на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через наблюдателя к плоскости горизонта.
ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ- ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи).
И
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты.
ИОЛ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства.
ИСТИНЫЙ КУРС- курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации.
К
КАБЕЛЬТОВ- расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м).
КАБОЛКА- исходная, составная часть растительного троса, скрученная из растительного волокна.
КАЛЫШКА (кеньга)- случайный завиток или закруток троса, препятствующий его свободному прохождению через шкив блока, клюз и т.д.
КАМБУЗ- кухня на яхте.
КАНИНХЕМ- мягкая, галсовая оттяжка парусов Бермудского покроя (грот, бизань).
КАРЕТКА- переставляемое или подвижное устройство на погоне для переноса направления тяги гика-шкота.
КАРТУШКА- чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного мередиана.
КАТ- тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку.
КАТ-БАЛКА- выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт.
КАТАМАРАН- яхта с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.
КАЧКА- колебания яхты под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую), и поперечную (бортовую).
КАЮТА- яхтенное жилое помещение.
КЭЧ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой перед рулевым устройством.
КИЛЕВАНИЕ- 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля на стоянке (для очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание провинившегося моряка на конце под килем судна.
КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.
КИЛЬБЛОК- элемент опорного устройства для выставления яхты на суше.
КИЛЬВАТЕР- строй судов, идущих в одной линии друг за другом.
КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ- след на поверхности воды позади идущей яхты.
КИЛЬСОН - (флор-тимберс) продольная связь днищевой части шпангоутов.
КИПА - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса (стакселя) на лебедку, утку.
КИПОВАЯ ПЛАНКА- приспособление для изменения направления снастей и предохранения их изломов.
КЛАМП- стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти.
КЛЕВАНТ- деревянный брусок цилиндрической формы для крепления сигнальных флагов к фалам и прочих соединений линей.
КЛЕТЕНЬ- тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его клетневании.
КЛЕТНЕВАНИЕ- вид такелажных работ, при которых на трос кладут тонкие полоски про смоленной парусины (клетневину), а затем клетень.
КЛИВЕР- 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед стакселем.Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком.
КЛОТИК- деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КЛЯМСЫ- толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КНИЦА- пластина (штука дерева) треугольной или трапецевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна.
КНОП- узел в виде утолщения на конце троса.
КНЯВДИГЕД- верхняя часть водореза.
КОКПИТ- открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит- небольшое углубление в палубе.
КОМИНГС- вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение.
КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойсва магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.
КОМПАСНЫЙ КУРС- курс яхты по компасу.
КОМПРОМИС-тип корпуса балластированной (килевой) яхты со швертом.
КОНЕЦ- 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы снасти, один из которых
коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый).
КОНТРАТИМБЕРС- наклонная балка продольного набора, являющаяся продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса.
КОНТРАФОРС- 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у стоек фальшборта или леерных стоек.
КОРЕННОЙ КОНЕЦ- см. Конец.
КОРМА- оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем (при его наличии).
КОРМОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь на корме судна (МППСС-72).
КОРПУС ЯХТЫ-основа яхты, состоящая из внешней оболочки (наружней обшивки, настила верхней палубы, надстроек и рубок), подкреплённая набором и переборками.
КОСОЙ ПАРУС- см.Вооружение.
КОУШ- металлическая внутренняя оправа петли троса (огана).
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ- металлический или деревянный штырь для закладывания снастей.
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬНАЯ ПЛАНКА- массивная,жесткозакрепленная планка у мачты или борта с отверстиями для кофель-нагелей.
КРАМБОЛ- см. Кат-балка.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта яхты о причал или другое судно на швартовках и стоянках.
КРАНЦЕВАЯ ДОСКА- доска, подвешенная с борта яхты между причалом и кранцами.
КРАСПИЦА- 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный брус, положенный на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для поддержания шлага цепи.
КРЕЙСЕРСКОЕ ПЛАВАНИЕ- плавание (хождение) на яхте от порта до порта, по определенному маршруту.
КРЕН- наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси).
КРЕНГЕЛЬС- кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины или в шкаторину.
КРУТОЙ КУРС (ОСТРЫЙ КУРС)- бейдевинд. Круто (остро) ходить- возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде не теряя хода. Противопожное- полно ходить.
КРУГОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь кругового свечения, выставляется, как правило, на судне, стоящем на якоре. Подробнее см. МППСС-72 и якорные огни.
КРЮЙС-ПЕЛЕНГ- определение места яхты по пеленгам на ориентир, курсу и пройденному расстоянию.
КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
КУРСОВОЙ УГОЛ- горизонтальный угол между ДП яхты и направлением на ориентир.
КУРС ЯХТЫ- горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы.
КУРС ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА- угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса).
КУТТЕР- см. тендер.
КЭТ- лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек.
Л
ЛАВИРОВКА- передвижение яхты к цели, находящейся наветру" курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом).
ЛАГ- прибор (устройство) для измерения скорости (пройденного расстояния) судна.
ЛАГЛИНЬ- линь со специальной разметкой для ручного, забортного лага.
ЛАГОМ- положение ошвартованых судов или на ходу" относительно друг друга, когда они выставляются борт к борту".
ЛАТА- тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе Бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.
ЛАТИНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ- косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку (рю).
ЛЕБЕДКА- механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных диаметров.
ЛЕВЕНТИК- положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать.
ЛЕДЖЕС- полубимс, брус между карлингсами.
ЛЕЕР- 1.Металлический прут или трос вдоль рангоутного дерева для привязывания парусов. 2.Ограждение верхней палубы яхты. Состоит из металлических леерных
стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними. См. также - релинг.
ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ- находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения.
ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА- те носовые паруса, которые не крепятся по передней шкаторине к штагам и ,обычно, ставятся при слабых ветрах.
ЛЁГОСТЬ- оплетённый сверху парусиновый мешочек с песком. Привязывается к бросательному концу и облегчает его прицельное бросание.
ЛИКПАЗ- полузакрытый жёлоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.
ЛИКТРОС- растительный или синтетический трос пологой свивки, который пришивают к кромке паруса (шкаторине) для повышения его прочности и крепления к рангоуту. Для кливеров (стакселя) на яхтах применяют гибкие, стальные тросы, которые вшивают в передние шкаторины парусов.
ЛИНЁК- короткий кончик, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
ЛИНЬ- растительный или синтетический, обычно, плетёный трос окружностью до 25 мм.
Широко используется в парусном деле (для шнуровки чехлов, флагофалов, лотов, бросательных концов ит.д.).
ЛИНИЯ ПУТИ- линия, по которой фактически перемещается судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса.
ЛИСЕЛЬ- нижний летучий парус прямого вооружения, ставится на специальном рангоутном дереве - лисель-спирте. На яхтах ставится под гиком на полных курсах.
ЛОКСОДРОМИЯ- линия на земной поверхности, пересекающая все мередианы под одним и тем же углом. На морских картах в меркаторской проекции локсодромия
изображается прямой линией.
ЛОНГА-САЛИНГИ- продольные брусья на нижней части топа мачты или стеньги, служащие вместе с краспицами и чиксами основой марса или салинга.
ЛОПАРЬ- часть троса основанная между блоками или юферсами.
ЛОТ- прибор (устройство) для измерения глубин с борта судна.
ЛОТЛИНЬ- линь со специальной разметкой ручного лота, к которому прикрепляют груз.
ЛОЦИЯ- 1.Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне.
2.Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т.д.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана.
ЛЬЯЛО- углубление в трюме судна для сбора воды, масел и т.д. - льяльных вод.
ЛЮВЕРС- круглое отверстие в парусе, тенте и т.д., оплетённое тросом или обжатое металлическим кольцом.
ЛЮГЕР- 1.Косой трапецевидный парус, поднимаемый на рейке. 2.Судно с люгером.
ЛЮК- отверстие в палубе яхты для прохода людей, освещения и вентиляции помещений.
М
МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ- угол между географическим и магнитным меридианами в рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен при восточном склонении, отрицателен при западном.
МАГНИТНЫЙ КУРС- курс с учетом магнитного склонения.
МАРКА-1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти, лине.
МАРКИЗОВА ЛУЖА- ироническое название Невской губы- восточной части Финского залива вблизи устья р. Невы. Под командованием маркиза де-Траверсе (Х1Х в.) Российский Балтийский флот никогда не выходил дальше Кронштадта.
МАРС- площадка на топе мачты для разноса стень-вант и работы с парусами.
МАРСЕЛЬ- второй снизу прямой парус, ставящейся между марса-реем и нижним реем.
МАРТИН-ГИК- рангоутное дерево, подвешенное вертикально под ноком бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов. Уст.назв.-выстрел бушприта.
МАРТИН-БАКШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к борту судна.
МАРТИН-ШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к ноку утлегаря.
МАТ- циновка или коврик, изготовленный из мягкого троса.
МАЧТА- вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над верхней палубой и расположенное, как правило, в ДП судна. На яхте служит для постановки парусов.
МАЯК- навигационное сооружение с источником света и своей характеристикой огня, служащее для опеделения местоположения судна .
МЕЛКОВОДЬЕ- часть водного бассейна с малыми или относительно малыми глубинами.
МЕЛЬ- участок дна, отделенный от берега глубокой водой.
МЕРКАТОРСКАЯ ПРОЕКЦИЯ- нормальная, равноугольная цилиндрическая проекция, наиболее распространённая при составлении морских карт.
МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными створными знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей и ошибок лагов.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ(МИДЕЛЬ)-линия пересечения наружней поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину
МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана (1852 м.).
МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ- сборник различных таблиц, необходимых для решения навигационных и астрономических задач.
МППСС-72 - Международные правила предупреждения столкновения судов, 1972 г.
МУСИНГ- утолщение (узел) на середине или конце висящего вертикально троса, служащее опорой для ног.
МУШКЕЛЬ- деревянный молоток, используемый при такелажных и отделочных работах.
Н
НА ХОДУ- термин на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели, (МППСС-72).
НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов яхты и опору для обшивки.
НАВАЛ- касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предварительно собственную инерцию.
НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру. Противоположный борт подветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер.
НАВИГАЦИЯ- 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения.
НАГЕЛЬ- 1.Деревянный или металлический стержень для скрепления элементов корпуса и рангоута яхты. 2.См. кофель-нагель.
НАДИР- точка пересечения вертикала и линии горизонта.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта.
НАЙТОВ- снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить.
НАСТИЛ ПАЛУБЫ- её жёсткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т. д.
НАУТОФОН- электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных маяках.
НАШИВКА- усиление по шкаторине паруса из парусины.
НЕВЯЗКА МЕСТА- расхождение счислимого и обсервованного места судна.
НЕДГЕРСЫ- брусья с обоих сторон форштевня, между которыми крепится бушприт.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ- способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков.
НИРАЛ - снасть бегучего такелажа для уборки косых парусов.
НОК- свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой.
НОС- передняя оконечность судна.
НУЛЬ ГЛУБИН- условная поверхность, от которой исчисляютсь глубины, приведенные
на морских картах. За н.г. принимают средний многолетний уровень моря, а в
приливных водах - наименьший возможный уровень. На большинстве Европейских
карт за н.г. принимают средний уровень сизигийных малых вод.
О
ОБВОДЫ КОРПУСА- внешние очертания корпуса яхты, во многом определяющие ходо-
вые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вме-
стимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым ки-
лем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы.
ОБЛИКОВАТЬ- пришить ликтрос.
ОБМЕР ЯХТЫ- специальная, контрольная проверка размерений корпуса, парусного воо-
ружения, элементов конструкций и оборудования яхты на предмет установления
её соответствия конкретному классу яхт или для расчета гоночного балла.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными гео-
графическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- материал поверхности борта яхты.
ОВЕРКИЛЬ- перевёртывание (опрокидывание) яхты через (вверх) киль (килём), как ре-
зультат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль- частая авария
спортивных швертботов. Отработаны приёмы их быстрого восстанавления.
ОВЕРШТАГ- поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом.
ОГНИ И ЗНАКИ- 1.Часть С в составе МППСС-72. 2.Судовые навигационные огни и знаки,
обязательные к несению на судах согласно МППСС-72, являются источником вза-
имной информации судов, необходимой для оценки ситуации и безопасного,
грамотного маневрирования и расхождения.
ОГОН- петля на конце троса.
ОДЕРЖИВАТЬ- замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке, не допускать навал.
ОПЛЁТКА- заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или рангоута тонким линем для
предотвращения раскручивания или зацепления снастей. См.также - клетневание.
ОРТОДРОМИЯ- дуга большого круга на поверхности земного шара - кратчайшее рас-
стоянин между двумя точками.
ОСАДКА- заглубление яхты.
ОСНАСТКА- 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж. См. также-вооруже-
ние яхты. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность яхты, получившей по какой-либо причине крен, выпрям-
ляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра
тяжести, делает яхту валкой, склонной к опрокидыванию. Чрезмерная остойчи-
вость приводит к очень резкой качке, опасной для корпуса и рангоута.
ОСТРЫЙ КУРС- бейдевинд. См.также - крутой курс.
ОТВАЛИТЬ- отойти на яхте от причала или другого судна.
ОТДАТЬ- отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бро-
сить его в воду и растравить якорный конец (цепь).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ- см. огни и знаки.
ОТМЕЛЬ- мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты.
ОТТЯЖКА- снасть, устройство с тягой,как правило, к палубе. Предназначена для управ-
ления подвижными элементами рангоута (гики, аутригер и т.д.) или для обеспече-
ния нужной тяги на шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.).
ОТШЕСТВИЕ- разность между мередианами начального и конечного пунктов плавания,
расчитываемая по средней параллели в морских милях.
П
ПАЙОЛ- настил трюма яхты. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЗ- щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают, зашпаклёвыва-
ют или заливают герметиком.
ПАЛ- 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для
ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический брусок, препятствующий обратному
вращению шпиля.
ПАЛГУН- фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты по всей её длине.
ПАНЕР- момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а
якорь ещё не отделился от грунта.
ПАРУС- движетель, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги яхты ( по ти-
пу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают жёсткие (профилированные) и мяг-
кие, из растительных или синтетических материалов.
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ- см. вооружение парусного судна.
ПАТЕНТ-РИФ- устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень вну-
три гика для взятия рифов.
ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью,
проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, раз-
личают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.
ПЕНТЕР-ГАК- гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъ-
ёме на рустов или на палубу.
ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты на отсеки (помеще-
ния), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка учасвует
в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении
непотопляемости судна.
ПЕРО РУЛЯ- плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание
поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Распологается
в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля.
ПЕРТУЛИНЬ- снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении.
ПЕРТЫ- тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы при работе с парусами.
ПИЛЛЕРС- вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна.
ПИРС- пристань на сваях, установленная под углом к линии берега.
ПЛАВУЧЕСТЬ- положительная, если яхта остается на плаву при полном затоплении.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- обликованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по
по периметру, для закрытия пробоины в борту (наложить, подвести пластырь).
ПОГОН- планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки или кипы.
ПОДВЕТРЕННЫЙ- см. наветренный.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПОДЗОР- свес кормы яхты.
ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)- см. выбирать.
ПОЛВЕТРА- курс галфвинд.
ПОЛНЫЙ КУРС- курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейде-
винд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми).
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого установлено односто-
роннее движение судов.
ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.
ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.
ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных устройсв.
ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт
при навалах и во время стоянки.
ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ- горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием
приливо-образующих сил Луны и Солнца.
ПРОА- тип катаматана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
ПРЯДЬ -составная часть троса, у растительного свитая из каболок, у стального троса
свитая из одинаковых проволок.
ПРЯМОЙ ПАРУС- см. вооружение парусного судна.
ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного мередиа-
на и линией пути.
ПЯРТНЕРС- отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта.
ПЯТКА- 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок.
2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря.
Р
РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней -
фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).
РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна.
РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к перед-
ней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабина-
ми или штаг-пирсом.
РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен ракс-слиза-
ми (деревинными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с
крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса.
РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпа-
лубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для
постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического движетеля на проти-
воположное (винта, водомёта).
РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт.
РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, че-
тырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии
от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий
и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте.
РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для
приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма
на нём сигнальных флагов и знаков (фигур).
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки
судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты.
2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие
фальшборт.
РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей.
РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки
или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.
РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.
РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине
для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов).
РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни.
РИФ-СЕЗЬНИ- см. риф-штерты.
РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов.
РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины
косого паруса при взятии рифов.
РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (лю-
версах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов.
РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специ-
альных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф.
РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым
углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя.
РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами
на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед.
РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна.
РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на парус-
никах, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения
судовых шлюпок.
РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе
кип, клюзов, блоков и т.д.
РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т.д.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).
РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.
РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на
берегу для хранения яхтенного имущества.
РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант.
РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении.
РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения
повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов.
РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных
судах, когда он выходил вперед за мачту.
РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для указа-
ния времени (отбивания склянок).
РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола.
С
САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и по-
перечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода
брам и стень-вант.
СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом.
СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления
шкаторины паруса к рангоуту.
СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде.
СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками.
СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных
светил и углов на земной поверхности.
СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк.
СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах.
СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.
СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение.
СКЛЯНКИ- см. рында.
СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют острые,
криволинейные и"ломаные" скулы.
СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, пер-
пендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки.
СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса
к рейку.
СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты
о встречные волны.
СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и иполь-
зуемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.
СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между
ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.
СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь),
соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке.
СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний
парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветрен-
ного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.
СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер.
СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины.
СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус.
СТАКСЕЛЬ-ГИК- см. гик.
СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа якорь.
СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном.
СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы
со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные для указания направления, ширины
фарватера, а также для разметки мерной линии.
СТЕМ- форштевень на деревянных судах.
СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью
стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.
СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится
мачта своим шпором.
СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте.
СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для
предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы).
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ- см. такелаж.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой,
бортовой и палубный стрингер (карлингс).
СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку гру-
зов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями
на яхте, фиксацией времени и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано наз-
вание судна и порт его приписки.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в
море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый для схода на берег.
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрей-
фа и сноса. Отсюда- счислимое место.
Т
ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов наступления
и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой
момент времени в прибрежных пунктах.
ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.
Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фор-
дуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий таке-
лаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий
такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).
ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом,
состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через кото-
рые прводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие
вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.
ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прут-
ка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.).
2. Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа
ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих
более одного передних парусов.
ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45*-
120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.
ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания
места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См.буйреп.
ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.).
ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72.
ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе дета-
лей рангоута (реев, гиков и т.д.).
ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы двух шлюпбалок.
ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.
ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное
действие - выбирать.
ТРАНЕЦ- (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна.
ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена.
ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма со шлюпки, из воды.
ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания зкипажа за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту).
ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды.
ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря.
ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта.
ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной парусины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика).
2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мачте или к (тонкой) трисель-мачте позади основной.
ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых
материалов или из стальной проволоки.
ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами.
ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля.
У
УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился. УГОЛ ДРЕЙФА- см. дрейф.
УГОЛ СНОСА- см. снос.
УДАВКА- морской узел.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
УИШБОН- гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.
УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа. УСЫ- изогнутые, деревянные планки на пятке гафеля или гика, обшитые кожей и обхватывающие мачту. УТКА- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса.
Ф
ФАЛ- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр.
ФАЛИНЬ- трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки.
ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта.
ФАЛЬШКИЛЬ- 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой формы, прикреплённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости. 2.Брусья, набиваемые снизу на килевую балку, для предохранения её от повреждений о грунт.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФИТИНГ-фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему снасти.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОК- 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте. 2.Косой, треугольный
парус (фока-стаксель), поднимаемый на фока-штаге тендера, шлюпа.
ФОК-МАЧТА- передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмач-
товых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней.
ФОРДЕВИНД- 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2.По-
ворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ФОРДУНЫ- 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты к бортам и в корму,
дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие ахтерштаг. 2.Снасти стоячего таке-
лажа, раскрепляющие стеньги с боков и в корму.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
Х
ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЯ- характер цвета и изменения свечения навигационного знака.
ХВАТ-ТАЛИ- тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков.
ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на ходу.
ХОДОВОЙ КОНЕЦ- см. конец.
ХОДОВЫЕ ОГНИ- уст. название судовых навигационных огней судна на ходу.
ХРАП (ХРАПЦЫ)- складной гак из двух, расположенных навстречу друг другу, гаков.
Ц
ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ- точка приложения равнодействующей гидродина-
мических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.
ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ- уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности и центром бокового сопротивления яхты. ЦИКЛОН- обширный вохдушный вихрь вокруг области пониженного давления, движущийся против часовой стрелки в Северном полушарии (по часовой в Южном). Ч
ЧИКСТЕЙ- устройство (тали), для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы. ЧИКСЫ- наделки в виде коротких брусьев на мачте, для поддержания лонга-салингов.
Ш
ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала
или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки. ШВЕРТ- устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый колодец), и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа. ШВЕРТБОТ- мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля.
ШВЕРЦЫ- шверты, навешиваемые с бортов яхты.
ШИРСТРЕК- верхний пояс наружной обшивки.
ШКЕНТЕЛЬ- короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком на конце, предназначенный для поднятия грузов. ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных работ.
ШКИМУШГАР- однопрядный линь из пеньки.
ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.
ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо.
ШЛАГТОВ- стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания её на месте.
ШЛЮП- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним парусом - стакселем (фока-стакселем). ШЛЮП-БАЛКИ- устройство в виде двух балок с механизмом для вывешивания, удержания и спуска за борт шлюпки. ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную и теоретическую.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной плоскости.
ШПИЛЬ- большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ШПОР- нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта. ШПРИНГ- продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.
ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный, шпринтовый, косой парус. ШПРИТ-БАКЕН- плавучесть вехи.
ШПРЮЙТ- тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более точки.
ШПУНТОВЫЙ ПОЯС- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепдяющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы
мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.
ШТАГ-ПИРС -профиль с ликпазом ( для ликтроса стакселя), охватывающий штаг.
ШТЕВНИ- форштевень и ахтерштевень.
ШТЕРТ- см. шкетр.
ШТОК- стержень поперек веретена якоря.
ШТУРВАЛ- орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с рулём.
ШТУРТРОС- стальной трос (цепь), служащий для передачи усилия от штурвала на руль.
ШТЫК- элемент морского узла.
ШХУНА- парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмач-товых шхунах передняя мачта равна или ниже задней.
Э
ЭЗЕЛЬГОФТ- окованная деревянная штука или поковка для скрепления двух рангоутных дерев, имеет два отверстия - четырёхугольное и круглое. Четырёхугольным он надевается на топ или нок рангоутного дерева, а круглое служит для пропускания добавочного дерева. (мачта - стеньга, бушприт - утлегарь и т.д.).
ЭРНСТ-БАКШТАГИ- снасти, для удержания гафеля за нок (с боков и в корму).
ЭСТУАРИЙ- залив в устье реки, в районе приливо-отливных течений.
Ю
ЮТ- надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы.
ЮФЕРС- круглый, деревянный блок без шкива, с тремя сквозными отверстиями, для проводки лопарей талрепа.
Я
ЯКОРНЫЕ ОГНИ- (белые, круговые), судовые отличительные огни на якорной стоянке.
ЯЛ- многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тонажа.