Недоинвестирование в железнодорожную инфраструктуру может стать сдерживающим фактором для перевозки грузов энерго-сырьевого сектора России.
19-20 июня в Москве проходит конференция "Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозок грузов добывающей и перерабатывающей промышленности: финансово-правовые аспекты". Мероприятие организовано компанией MAXConference при поддержке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) – дочернего общества ОАО "РЖД". В конференции принимают участие представители транспортного сообщества, науки, органов государственной власти, грузовладельцы.
Как отметил 19 июня в своем докладе генеральный директор ОАО "ИЭРТ" Федор Пехтерев, железнодорожный транспорт в России в настоящее время испытывает серьезный дефицит пропускных способностей инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2012 года общая протяженность так называемых узких мест на сети железных дорог ОАО "РЖД" достигла 7,6 тыс. км, что соответствует 8,9% эксплуатационной длины. При этом, в основном, они находятся на главных направлениях сети, где выполняется практически 80% грузооборота, в том числе перевозки грузов энерго-сырьевого комплекса.
По итогам 2011 года объемы погрузки грузов по сети ОАО "РЖД" увеличились на 3% относительно показателя предыдущего года и достигли уровня 1241,5 млн тjyy. В структуре объемов погрузки преобладали энерго-сырьевые грузы – более 66% (уголь, руда, нефтегрузы, лесные грузы и другие).
По словам Федора Пехтерева, рост объемов перевозок грузов в 2011 году наблюдался практически на всех направлениях сети железных дорог, при этом в период с 2007 по 2011 годы в размерах грузопотоков по основным железнодорожным сечениям сети ОАО "РЖД" наблюдались неоднородные изменения. Если в Европейской части России и на выходах из Кузбасса на Запад практически на всех сечениях не был достигнут докризисный уровень загрузки сети, то на Восточном полигоне страны, несмотря на влияние финансово-экономического кризиса, отмечался подъем грузовых перевозок. При этом наибольшее увеличение в 2011 году наблюдалось на подходах к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу (+11% к уровню 2010 года), в основном, за счет роста экспортных перевозок угля. На подходах к Приморскому краю прирост объемов перевозок грузов в 2011 году по сравнению с уровнем предыдущего года составил 6%, главным образом, за счет увеличения объемов экспорта России в страны АТР через морские порты Приморья.
Глава ОАО "ИЭРТ" отметил, что с учетом динамики роста объемов перевозок и сохранения тренда финансирования развития инфраструктуры протяженность "узких мест" на сети железных дорог может возрасти до 14,5 тыс. км к 2015 году и до 19,2 тыс. км – к 2020 году.
"Эти показатели станут серьезным ограничителем для пропуска перспективных грузопотоков, в том числе энерго-сырьевого комплекса России", - подчеркнул Федор Пехтерев.
Недостаточное финансирование проектов развития железнодорожной инфраструктуры вызвано, прежде всего, отсутствием инвестиционной составляющей, а также проводимой политикой по сдерживанию тарифов ОАО "РЖД". Однако за счет оптимизации инвестиционной политики и реализации мероприятий по реформированию отрасли компания продолжала развитие железнодорожной инфраструктуры. За этот период осуществлялась модернизация инфраструктуры для вывоза угля из Кузбасса, развитие участка Карымская – Забайкальск, модернизация Транссибирской магистрали, усиление подходов к порту Усть-Луга и другие проекты. В 2008-2012 годах ОАО "РЖД" инвестирует почти 1,2 трлн рублей (в ценах соответствующих лет без НДС) в модернизацию и развитие сети железных дорог. В дополнение к этому за счет средств федерального бюджета будет осуществлено строительство Олимпийских объектов.
Федор Пехтерев напомнил, что 26 марта 2012 года научно-техническим советом ОАО "РЖД" была одобрена разработанная институтом "Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО "РЖД" на 2015 и 2020 годы". В ней определены прогнозные объемы грузовых и пассажирских перевозок, а также организационно-технические мероприятия, направленные на интенсификацию работы сети железных дорог.
Объемы погрузки грузов по сети ОАО "РЖД" по минимальному варианту на 2015 год определены в Генсхеме в размере 1370 млн тонн, грузооборот – 2380 млрд тонно-км, на 2020 год – соответственно 1590 млн тонн и 2702 млрд тонно-км. По максимальному варианту на 2015 год объемы погрузки грузов определены в размере 1493,4 млн тонн, грузооборот – 2588 млрд тонно-км, на 2020 год – соответственно 1737,7 млн тонн и 2978 млрд тонно-км.
Суммарная потребность в инвестициях на развитие и обновление инфраструктуры и парка тягового подвижного состава до 2020 года составляет 4,14 трлн рублей (в ценах 2011 года).
В ходе конференции также было отмечено, что только силами ОАО "РЖД", без участия государства и других заинтересованных инвесторов проблему развития железнодорожной инфраструктуры не решить.
Прежде всего, крупнейшим инвестором в инфраструктуру должно быть государство. Государственные инвестиции должны занимать определяющее место в развитии инфраструктуры, что соответствует международной практике. При этом для осуществления сбалансированного и взаимоувязанного развития инфраструктуры смежных видов транспорта финансирование мероприятий необходимо осуществлять в рамках реализации комплексных проектов социально-экономического развития округов.
Финансирование проектов с большими сроками окупаемости – это объективная государственная задача, так как ключевым экономическим результатом развития железнодорожной инфраструктуры в масштабах экономики страны будет полученный мультипликативный эффект, вызванный ростом производства и соответствующими дополнительными налоговыми поступлениями в бюджет Российской Федерации